Поиск по сайту

Новые требования к урегулированию конфликта интересов на государственной и муниципальной службе


Необходимость искоренения коррупции в очередной раз была подчеркнута Президентом РФ в новом Плане противодействия коррупции <1>. Работа коснется всех основных направлений деятельности государственных и муниципальных учреждений.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции".


Антикоррупционное законодательство


Отдельные положения антикоррупционного характера были заложены в Указе Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении Общих принципов служебного поведения государственных служащих".

Результатом масштабной кампании по противодействию коррупции стало принятие Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31.07.2008 N Пр-1568, а затем - Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-ФЗ), где дано определение понятия "коррупция", установлены основные принципы противодействия, указаны правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В развитие данного Закона были изданы следующие документы:

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей";

- Указ Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";

- Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";

- Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению";

- Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" (далее - Указ о комиссиях).

УК РФ также предусматривает ответственность за преступления коррупционной направленности <2>.

--------------------------------

<2> Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" УК РФ.


Конфликт интересов на государственной

и муниципальной службе


Основным "индикатором" коррупционных проявлений в сфере государственного и муниципального управления является ситуация конфликта интересов, описанная в ст. 10 Закона N 273-ФЗ, когда личная заинтересованность служащего - возможность получения дополнительной материальной выгоды при исполнении должностных обязанностей - может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и причинить вред правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.


К сведению. В соответствии со ст. 1 Закона N 273-ФЗ коррупция выражается в таких деяниях, как злоупотребление служебным положением, полномочиями, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.


Особое звучание норма о конфликте интересов приобрела с добавлением в Закон N 273-ФЗ ст. 13.1, касающейся увольнения лиц, замещающих государственные и муниципальные должности в связи с утратой доверия <3>.

--------------------------------

<3> Введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".


Утрата доверия наступает:

1) в случае непринятия лицом мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) при непредставлении лицом сведений о своих доходах и доходах членов своих семей, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представлении заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) в случае участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации;

4) при осуществлении лицом предпринимательской деятельности;

5) в случае вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории РФ. При этом руководитель, знающий о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия мер по предотвращению и урегулированию данной ситуации.

Приведем несколько примеров возможных конфликтных ситуаций.

1. Начальник отдела управления государственных закупок Роструда г-н N в рамках должностных обязанностей осуществлял комплекс мероприятий по размещению госзаказа на оказание услуг по ремонту здания, включая подготовку соответствующей документации. В тендере на получение данного заказа участвовали несколько коммерческих организаций, директором победившей организации является двоюродный брат г-на N.

2. Заместитель руководителя территориального федерального органа исполнительной власти по Московской области г-н Z обратился к представителю нанимателя с уведомлением о намерении работать по совместительству в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Предполагаемая работа заключалась в исполнении обязанностей главного редактора периодического печатного издания, учредителем которого выступал данный территориальный орган.

3. Хозяйственная организация была привлечена к административной ответственности. Постановление о наложении административного наказания в виде штрафа вынесено государственным гражданским служащим территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти г-ном Y, являющимся родственником лица, работающим в конкурирующей с хозяйственной организацией компании.

4. Г-н U, работая старшим таможенным инспектором отдела по контролю за соблюдением таможенного законодательства территориального управления ФТС, в ходе досмотра автомобиля гражданки Литвы, следовавшей в Польшу, выявил недостоверное декларирование валюты, перемещаемой через таможенную границу РФ, на сумму 20 тыс. евро. Зная, что данная гражданка близко знакома с начальником его отдела и стремясь заручиться его поддержкой в дальнейшем, г-н U не отреагировал на указанное правонарушение - не составил соответствующий протокол, не изъял валюту и т.п., дал разрешение на дальнейшее следование.

По сути, ситуация конфликта интересов имеет место тогда, когда государственный или муниципальный служащий не соблюдает ограничения, установленные антикоррупционным законодательством. Напомним, что ст. 12.1 Закона N 273-ФЗ налагает на служащих следующие ограничения:

1) замещать другие должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

2) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами;

3) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

6) получать гонорары за публикации и выступления в качестве должностного лица;

7) получать в связи с выполнением служебных обязанностей вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц;

8) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

9) выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет средств физических и юридических лиц;

10) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, действующих на территории РФ;

11) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные к информации ограниченного доступа, ставшие им известными в связи с выполнением служебных обязанностей.


Заключение трудовых договоров


Кроме того, в соответствии со ст. 64.1 ТК РФ граждане, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, в течение двух лет после увольнения со службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления входили в должностные (служебные) обязанности служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Работодатель при заключении трудового договора с данными гражданами обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Статья 19.29 КоАП РФ устанавливает ответственность за привлечение работодателем либо заказчиком к трудовой деятельности государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, утвержденный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, - штраф от 100 000 до 500 000 руб.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, приведшей или могущей привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов вплоть до отстранения данного гражданского служащего от должности.


Комиссия по урегулированию конфликта интересов


Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов образуются соответствующие комиссии.

Указом о комиссиях утверждено Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Комиссии содействуют госорганам в обеспечении соблюдения госслужащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также исполнения ими обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, другими федеральными законами, осуществлении в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

Основаниями для проведения заседания комиссии являются:

а) представление руководителем госоргана материалов проверки, свидетельствующих:

- о представлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

- о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению и/или требований об урегулировании конфликта интересов;

б) поступившие в подразделение кадровой службы госоргана по профилактике правонарушений либо должностному лицу кадровой службы госоргана, ответственному за работу по профилактике правонарушений:

- обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом РФ, согласившегося на замещение должности в организации либо выполнение договорной работы в организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы;

- заявление государственного служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

в) представление руководителя государственного органа или любого члена комиссии, касающееся обеспечения соблюдения государственным служащим требований к служебному поведению и/или требований об урегулировании конфликта интересов либо осуществления в государственном органе мер по предупреждению коррупции.

В качестве основания возникновения конфликта интересов на государственной службе также могут стать сведения о нарушении п. 4 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", где сказано, что членами конкурсных комиссий не могут быть непосредственно осуществляющие контроль должностные лица органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Решение комиссии носит рекомендательный характер, поскольку орган имеет статус совещательного.

    Новости