Поиск по сайту

Механизмы противодействия коррупции в публично-правовой сфере.

 

 21 сентября 2012 г. в Воронеже Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ при участии губернатора Воронежской области и Уполномоченного по правам человека Воронежской области провел Круглый стол на тему "Механизмы противодействия коррупции в публично-правовой сфере".

С научными докладами выступили российские и зарубежные эксперты в области противодействия коррупции. Участниками Круглого стола стали зарубежные ученые и члены Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (далее - Институт), в том числе руководители научно-исследовательских институтов РАН и высших учебных заведений России, департаментов Правительства РФ, а также заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Выбор местом проведения Круглого стола Воронежской области был не случайным, поскольку органы власти этого субъекта Российской Федерации активно реализуют государственную антикоррупционную политику.

Открывая заседание, губернатор Воронежской области А.В. Гордеев отметил, что выбранная тема актуальна как для деятельности властных структур, так и для конкретного человека. Коррупция из сферы распределения средств и распродажи госимущества начинает переходить в новую плоскость - торговля голосами электората, казенными должностями. Это сложные явления, с которыми можно бороться только путем создания морально-этических норм и правильных ценностей в обществе.

Губернатор выразил уверенность, что результатом работы участников Круглого стола станут конкретные рекомендации, которые помогут сделать так, чтобы репутация человека стала его основным капиталом в обществе.

Директор Института академик РАН Т.Я. Хабриева выступила с докладом "Доктринальные подходы к противодействию коррупции", в котором были рассмотрены новые юридические технологии в сфере противодействия коррупции: правовой мониторинг, антикоррупционная экспертиза, оценка регулирующего воздействия на правовые акты, юридическое прогнозирование. Отмечалось, что для противодействия коррупции необходима консолидация усилий всех государственных и муниципальных структур и общества в целом. Так, коррупция напрямую влияет на эффективность реализации прав и свобод человека и гражданина, поэтому участие в организации и проведении Круглого стола Уполномоченного по правам человека Воронежской области Т.Д. Зражевской особенно примечательно. Вся ее деятельность направлена на восстановление нарушенных прав и повышение доверия населения ко всем ветвям власти. Она является членом Междисциплинарного совета по координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции.

Эффективность научных исследований противодействия коррупции предполагает реализацию междисциплинарных подходов, обусловливающих необходимость координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции посредством постановки научных задач фундаментального и прикладного характера; согласования научных методов различных отраслей науки при реализации совместных проектов; объединения усилий исследователей и специалистов-практиков в работе над ними; организации доступа к эмпирическим материалам и результатам научных исследований; проведения научных дискуссий в форме конференций, форумов и других научных мероприятий.

В то же время современное состояние научного осмысления проблем коррупции характеризуется множественностью исследовательских подходов и методов. Зачастую изыскания происходят в рамках только одной отрасли научного знания, при этом не всегда учитывается сложный и постоянно эволюционирующий характер коррупции. Все это приводит к разрозненности результатов научных исследований, их фрагментарности и неполной обоснованности, а предложенные меры нередко запоздалы либо неэффективны. В правовой науке, несмотря на многочисленность публикаций, также распространен узкоотраслевой подход, ориентированный на криминологический и криминалистический характер исследований, что не соответствует масштабу имеющейся проблемы.

Противодействие коррупции требует комплексного анализа ее причин и проявлений. Исследовательский опыт показывает, что только системный подход к изучению проблем коррупции может быть положен в основу научного обоснования концепции противодействия коррупции, установления границ и пределов вмешательства государства в публичную и частную сферы, нахождения оптимального сочетания правового и неправового воздействия при реализации антикоррупционных мер.

Необходимо преодолеть традиционные исследовательские стереотипы, что позволит обосновать новые приоритеты, достичь концентрации весьма ограниченных ресурсов на наиболее перспективных направлениях, избежать мер, приводящих к обратному результату в силу подверженности коррупции самих субъектов, борющихся с ней. Кроме того, такая постановка вопроса стала бы шагом к избавлению от иллюзий и инфляционных ожиданий от карательных подходов в отношении коррупции, что послужит стимулом для поиска альтернативных (экономических, социальных, административных) и других мер.

Сегодня перед правовой наукой стоят задачи разработки и обоснования доктринальных основ противодействия коррупции на различных уровнях (государственном, общественном, индивидуальном) в части определения принципов и пределов правового регулирования, обеспечения единства и универсализации принципов противодействия коррупции в публичной и частной сферах.

В дополнительной проработке нуждаются понятийно-категориальный аппарат, прежде всего это касается концептуализации и универсализации самого понятия "коррупция". Требуют дальнейшего анализа теоретические и методологические проблемы коррупционных отношений; необходимы совершенствование имеющихся и разработка новых технологий, в том числе юридических, направленных на более эффективное противодействие коррупции; разработка механизмов, позволяющих предвидеть, предупреждать, нивелировать негативное воздействие коррупции на общество и государство. При этом эффективность научных изысканий во многом обусловлена возможностью их дальнейшего преобразования в конкретные практические рекомендации для государственных и муниципальных органов власти в целях принятия необходимых решений, а также прогнозирования результатов их реализации.

Уполномоченный по правам человека Воронежской области Т.Д. Зражевская в своем докладе "Институт уполномоченного по правам человека в системе противодействия коррупции" подчеркнула важную роль уполномоченных по правам человека в сфере противодействия коррупции. Вместе с тем были отмечены определенные недостатки в законодательном статусе уполномоченных во многих регионах России. Так, в законах субъектов РФ не прописан порядок обсуждения докладов уполномоченных в законодательных органах и принятия мер по выполнению рекомендаций уполномоченных. За образец докладчик предложил взять опыт Ульяновской области, на территории которой функционирует особый институт - уполномоченный по противодействию коррупции и действует Палата справедливости - коллегиальный орган уполномоченных по разным вопросам.

Статс-секретарь - заместитель Министра внутренних дел РФ И.Н. Зубов в докладе "Обеспечение противодействия коррупции в деятельности полиции" рассмотрел деятельность Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России, к основным функциям которого относятся выявление, предупреждение и пресечение тяжких преступлений коррупционной направленности, в том числе совершенных организованными группами и преступными сообществами. Кроме того, в системе МВД России создано Главное управление собственной безопасности, выполняющее функции по противодействию коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Организацией профилактики коррупционных правонарушений сотрудников органов внутренних дел занимается также Департамент государственной службы и кадров МВД России. Большое внимание уделяется взаимодействию с гражданским обществом в сфере противодействия коррупции: проводятся ежегодные отчеты должностных лиц территориальных органов МВД России перед законодательными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления и гражданами.

В выступлении члена Президиума Ассоциации юристов России, заместителя председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Государственной Думы Федерального Собрания РФ А.Е. Хинштейна была дана оценка основным законопроектам в сфере противодействия коррупции, а также проблемам реализации уже принятых антикоррупционных законов. Он отметил, что ключевая проблема буйства коррупции, во-первых, состоит в том, что, какие бы суровые законы у нас ни принимались, потенциальные и реальные коррупционеры не очень-то страшатся наказания. Во-вторых, "занимаясь постоянным самобичеванием и унижением, мы (представители власти. - Примеч. авт.) нивелируем привлекательность и авторитет государственной власти", и в-третьих, "простому человеку неважно, кто и сколько там, наверху, ворует, а важно, чтобы государство обеспечивало свои обязательства, чтобы простой человек мог обеспечить образование своему ребенку, чтобы каждый имел право на бесплатное, но достойное медицинское обслуживание, на хорошую зарплату и безбедную старость. И тогда, дескать, человеку до лампочки, кто, где и сколько хапнул".

Заместитель директора Института кандидат юридических наук В.И. Лафитский выступил с докладом "Международный мониторинг проявлений коррупции". Он подверг критике современные показатели коррупции (Индекс восприятия коррупции, Индекс взяткодателей), измеряемые Transparency International: несмотря на то что США, Италию и Германию сотрясают коррупционные скандалы, это не сказывается на рейтингах данной организации. Поэтому Институт приступил к работе над проектом Международного научного мониторинга проявлений коррупции. На первом этапе основной целью является выявление и систематизация показателей, используемых в международных и национальных мониторингах проявления коррупции. Они послужат основой для разработки предложений по созданию модельной системы мониторинга проявлений коррупции, применяющей научно обоснованные и взаимосвязанные правовые, институциональные, экономические, социологические и иные показатели коррупции.

Докладчик акцентировал внимание на том, что разработка предложений по внесению изменений в национальное законодательство, обеспечивающих создание российской системы мониторинга проявлений коррупции, может быть осуществлена только на основе междисциплинарного научного подхода, сочетающего методы юридической, экономической, социологической, политологической и других наук. В разрабатываемом индексе коррупции будут учитываться институциональные показатели развития антикоррупционных органов, механизмы их взаимодействия и контроля со стороны гражданского общества, экономические и социологические показатели. Уровень коррупции, существующий в той или иной стране, будет рассчитываться по общей сумме всех показателей.

В рамках Круглого стола было предусмотрено проведение ряда секций.

Модератор секции "Направления антикоррупционной политики в экономической, правовой и социальной сферах" В.И. Лафитский во вступительном слове отметил, что проблема коррупции характерна для всех сфер общественных отношений - политической, экономической, социальной - на любой стадии развития государства вне зависимости от его формации. Это сложный феномен, который охватывает не только публичную, но и частную сферу, чем объясняется отсутствие единых подходов и оценок мер и способов противодействия коррупции.

Старший помощник Лискинского межрайонного прокурора Воронежской области Д.С. Сазин обозначил следующие проблемы уголовной ответственности за коррупционные преступления: 1) неопределенность законодательных конструкций составов коррупционных преступлений, которые существенно затрудняют применение норм уголовного закона и, как следствие, снижают действенность уголовно-правовых средств противодействия коррупции; 2) отсутствие единого подхода к определению сущности нарушений; 3) несоразмерность мер уголовной ответственности последствиям от коррупционных преступлений.

В заключение был сделан вывод о необходимости дальнейшего совершенствования действующего законодательства в сфере противодействия коррупции, поскольку оно не в полной мере соответствует потребностям эффективной борьбы с ней.

Вопросам общественного правосознания было посвящено выступление кандидата юридических наук А.А. Ворониной, которая обратила внимание на излишнее "усиление" темы коррупции в том смысле, что под коррупцией общество зачастую понимает те злоупотребления и превышения должностных полномочий, которые по большому счету коррупционными не являются. По ее мнению, обсуждая проблемы противодействия коррупции, необходимо прежде всего разобраться в предпосылках и причинах ее появления. Основным фактором здесь является низкая правовая культура. Таким образом, одним из наиболее эффективных способов противодействия коррупции может стать просвещение граждан в части снижения уровня восприятия коррупции и повышения удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Проблема нормативных коллизий в свете антикоррупционной экспертизы была затронута доцентом кафедры конституционного права России и зарубежных стран юридического факультета Воронежского государственного университета кандидатом юридических наук И.А. Стародубцевой. В настоящее время коллизии как формальные противоречия между нормативными актами в российском законодательстве не указаны в качестве коррупциогенного фактора, несмотря на то что они позволяют должностному лицу применять или не применять одну из противоречащих друг другу норм в зависимости от каждой конкретной ситуации, что, несомненно, способствует проявлению коррупции. В связи с этим представляется разумным включить положение о коррупциогенном характере нормативных коллизий в Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".

Доцент кафедры административного и муниципального права юридического факультета Воронежского государственного университета кандидат юридических наук О.С. Рогачева осветила вопросы эффективности норм российского законодательства в сфере противодействия коррупции. По результатам мониторинга КоАП РФ и Закона Воронежской области от 31 декабря 2003 г. N 74-ФЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области" в части производства по делам об административных правонарушениях был сделан вывод о неэффективности норм об административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере прежде всего ввиду отсутствия понятия "коррупционное правонарушение". Кроме того, поднимался вопрос о применении к государственным гражданским служащим наказания в виде дисквалификации за нарушения стандартов оказания государственных и муниципальных услуг во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Вместе с тем отмечалось, что данная норма может привести как к положительным последствиям в виде уменьшения количества совершаемых государственными гражданскими служащими правонарушений, так и к отрицательным - неэффективному исполнению государственными гражданскими служащими своих функций.

Отдельно докладчик остановился на проблеме отсутствия четкого понимания государственными гражданскими служащими понятия "конфликт интересов", а также проблеме представления сведений о расходах и доходах. Было высказано мнение о том, что проверка сведений, указанных в декларациях, - это не свойственная функция для кадровой службы и соответствующая норма законодательства нуждается в совершенствовании.

В ходе дискуссии поднимались вопросы применения новых правовых форм, в частности лоббизма. Так, несмотря на отсутствие нормативного закрепления указанной правовой формы на федеральном уровне, Закон Краснодарского края от 6 июня 1995 г. N 7-КЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края" содержит отдельную главу, посвященную лоббизму в правотворчестве края.

Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета кандидат юридических наук С.П. Кушниренко рассмотрела практику разработки и реализации муниципальных антикоррупционных программ. Выступающая высказалась против включения в понятие "коррупция" элементов частноправовой сферы. По ее мнению, о коррупции можно говорить только тогда, когда есть торг публичными полномочиями, когда чиновник, должностное лицо продает то, что ему делегировало государство. Также была отмечена несостоятельность Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" как акта, содержащего положения коррупциогенного характера.

Отметив несовершенство названного Федерального закона, В.И. Лафитский вместе с тем не согласился с позицией С.П. Кушниренко относительно публично-правового характера понятия "коррупция". С его точки зрения, частноправовая и публично-правовая сферы настолько тесно переплетены, что рассматривать способы противодействия коррупции без учета одной из этих сфер невозможно.

Консультант отдела по работе с органами государственной власти и местного самоуправления государственно-правового управления Аппарата Воронежской областной Думы В.Ю. Шуляпин уделил особое внимание необходимости решения коррупционных проблем на муниципальном уровне, как наиболее уязвимом. Также он отметил, что в качестве одной из мер противодействия коррупции можно рассматривать проведение ротации чиновников, занимающих высокопоставленные должности.

Подводя итоги заседания секции, Т.Д. Зражевская отметила, что дальнейшее сотрудничество практикующих юристов, государственных гражданских служащих и представителей научных кругов будет способствовать проведению единой антикоррупционной политики и принятию эффективных мер в борьбе с коррупцией.

Со вступительным словом к участникам секции "Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях" обратилась руководитель Центра публично-правовых исследований Института доктор юридических наук, профессор Л.В. Андриченко. Она напомнила, что Институт провел анализ практики реализации программ противодействия коррупции в ряде субъектов РФ (Астраханская, Вологодская, Липецкая, Тюменская области, Ставропольский край, Республика Саха (Якутия)). В рамках данного анализа исследовались нормативное правовое обеспечение реализации программ противодействия коррупции в субъектах РФ, институциональные основы реализации региональных программ противодействия коррупции, проблемы соотношения региональных и муниципальных программ противодействия коррупции, реализация мероприятий программ в наиболее коррупциогенных сферах государственного управления, организация профилактической работы. Кроме того, изучались информационные и кадровые аспекты реализации программ, а также практика проведения антикоррупционного мониторинга. Посредством выездных исследований осуществлялся выборочный анализ реализации программ противодействия коррупции муниципальных образований (на примере разных видов муниципальных образований: поселений, муниципальных районов и городских округов).

Анализ показал, что органы государственной власти субъектов РФ проводят значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. В целом антикоррупционная деятельность субъектов РФ ориентирована на выполнение стандартов, предусмотренных федеральным законодательством о противодействии коррупции. Налажена взаимосвязь программ субъектов Федерации с системой мер противодействия коррупции, определенных в Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 гг. Выявлена устойчивая тенденция к формированию комплексного самостоятельного направления государственной региональной политики.

Большая часть регионов использует потенциал программно-целевого метода для регулирования антикоррупционной деятельности на территории субъекта Федерации, что способствует повышению эффективности координации органов власти и их взаимодействию с институтами гражданского общества.

В целом намечается тенденция к унификации общего подхода в программно-целевом регулировании. При этом рекомендуется принять соответствующие комплексные программы во всех субъектах РФ и на их основе разрабатывать ведомственные программы и планы антикоррупционных мероприятий с учетом направления деятельности органов исполнительной власти и региональной специфики.

Вместе с тем Институтом выявлены погрешности антикоррупционной деятельности субъектов РФ, обусловленные как слабостью общеправовых подходов, так и прямыми профессиональными ошибками лиц, ответственных за реализацию региональных программ противодействия коррупции.

Начальник Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики М.С. Бадрутдинов акцентировал внимание участников семинара на проблемах, возникающих в деятельности органов государственной и муниципальной власти Республики Татарстан, среди которых, по его мнению, наиболее существенной является отсутствие уполномоченного органа, организующего и координирующего работу по противодействию коррупции в Российской Федерации.

Кроме того, много вопросов возникает в связи с деятельностью комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в органах государственной власти субъектов РФ и муниципальных образованиях. Требуется обобщение существующих практик по реализации мер профилактического характера и его доведение до субъектов РФ.

В целях организации действенного взаимодействия органов местного самоуправления с правоохранительными и контрольно-надзорными органами, а также эффективной реализации в муниципальных районах (городских округах) органами местного самоуправления своих полномочий в сфере противодействия коррупции М.С. Бадрутдинов предложил рассмотреть вопрос о внесении изменений в федеральное законодательство, закрепив необходимость определения в рамках имеющегося штатного расписания специальных должностных лиц на уровне помощников руководителей по вопросам противодействия коррупции. По его мнению, введение данного института позволит организовать эффективное взаимодействие, в том числе с должностными лицами кадровой, юридической служб и иных подразделений, занимающихся вопросами профилактики коррупционных и иных правонарушений.

В настоящее время, заметил выступающий, отсутствуют критерии определения оценки эффективности работы органов, осуществляющих антикоррупционную деятельность. Имеющиеся критерии и методы такой оценки потенциально коррупциогенны сами по себе.

В дополнение к сказанному заведующая отделом правовых проблем противодействия коррупции Института кандидат юридических наук Е.И. Спектор обозначила в качестве существенной проблему отсутствия единства методического обеспечения деятельности органов государственной и муниципальной власти по вопросу противодействия коррупции.

Руководитель аппарата Воронежской областной Думы кандидат юридических наук С.Н. Хорунжий отметил, что действующее законодательство по противодействию коррупции в части осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов требует внесения в него дополнений об обязательности проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов (проектов актов) органов местного самоуправления, а также конкретизации полномочий исполнительных органов власти местного самоуправления по вопросу использования информационно-пропагандистских мер по противодействию коррупции.

Кроме того, необходимо создание координирующего органа по вопросам кадровой политики. В настоящее время отсутствует единство требований к порядку формирования и эффективному использованию кадрового резерва, что порождает много проблем с переходом лиц из одного кадрового резерва (например, муниципального) в другой (региональный). Таким образом, требуется унификация квалификационных требований, предъявляемых к лицам, замещающим определенные должности, а также самих должностей всех уровней.

Идею унификации квалификационных требований, предъявляемых к лицам, замещающим определенные должности, поддержали все участники секции.

Докладчик рассказал о существующих механизмах взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти в Воронежской области (советы при губернаторе и министерствах, общественная палата, различные объединения предпринимателей), отметил низкую активность гражданского общества, связанную с отсутствием должного реагирования со стороны государства.

В заключение участники секции отметили необходимость дальнейших научных разработок в области противодействия коррупции с обязательным использованием междисциплинарного подхода при изучении данного явления.

В рамках секции "Научно-методическая и учебно-методическая составляющая юридических технологий противодействия коррупции и практика их использования" ее модератор - заведующий отделом теории законодательства Института доктор юридических наук, профессор Н.А. Власенко указал, что важным направлением научно-методического обеспечения противодействия коррупции является планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методических средств обучения в соответствующей сфере. Основными подходами к подготовке учебно-методического обеспечения противодействия коррупции докладчик назвал следующие: 1) разработка базового модуля, ориентированного на все категории слушателей; 2) построение системной связи различных учебных программ ("пирамида программ"); 3) обеспечение дифференциации учебно-методических комплексов в зависимости от групп слушателей и др.

Институт готовит материалы, являющиеся учебно-методической основой организации противодействия коррупции и правового просвещения по отдельно взятым вопросам, в частности к такого рода работам относятся учебно-методический комплекс "Оценка коррупциогенности нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", который позволяет выявлять факторы, способствующие отмыванию денежных средств, полученных преступным путем. Кроме того, Институтом планируется разработать учебно-методический комплекс, посвященный механизмам проведения антикоррупционной экспертизы, которая со всей очевидностью становится необходимым направлением деятельности органов публичной власти, так или иначе участвующих в нормативно-правовом регулировании. При этом предполагается учесть и унифицировать опыт подготовки соответствующих программ научными и учебными учреждениями. Подготовка соответствующих учебно-методических материалов послужит серьезной методологической и методической основой проведения антикоррупционной экспертизы.

Продолжается работа в направлении создания моделей учебных программ средних специальных учебных заведений и школьных учреждений, темы которых планируется включить в программы общих учебных дисциплин, посвященных развитию знаний о государстве и правоведению. В решении этих задач предполагается участие Минобрнауки России и его учебно-методических образований.

Осуществляется подготовка обучающих материалов для распространения знаний о вреде коррупции, способах противодействия этому явлению среди населения и формирования антикоррупционной мотивации поведения в обществе. В связи с этим Институтом ведется разработка брошюр по антикоррупционной тематике для населения в целях вовлечения гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики, формирования антикоррупционного общественного сознания и нетерпимости по отношению к коррупциогенным действиям.

В настоящее время, отметил Н.А. Власенко, необходимо обеспечить универсализацию и высокое качество учебных антикоррупционных программ в ходе их подготовки и использования, способствовать формированию научных и прикладных знаний в сфере преодоления коррупции, навыков анализа коррупционных ситуаций, разработки и использования средств их предотвращения и преодоления негативных последствий. Добиться этого можно посредством учета системной связи различных учебных программ ("пирамида программ"), в основе которых находится примерная учебная программа как обязательная часть всех иных программ. Последние конкретизируются специальной тематикой в зависимости от различных категорий слушателей. Такой подход позволяет создавать согласованные учебно-методические комплексы, эффективно проводить учебные занятия, соотносить учебные программы с учебными планами и планами научно-исследовательских работ в сфере борьбы с коррупцией.

Развитие учебно-методического обеспечения противодействия коррупции осуществляется прежде всего путем подготовки учебных (обучающих) материалов и методических основ организации учебного (образовательного) процесса по тематике противодействия коррупции и антикоррупционной мотивации поведения в обществе.

В рамках осуществления функции по учебно-методическому обеспечению противодействия коррупции Институт работает по следующим направлениям: 1) обобщает и проводит сравнительное исследование существующих образовательных программ; 2) анализирует программы повышения квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих; 3) исследует реализацию образовательных программ по антикоррупционной тематике в высших учебных заведениях и общеобразовательных учреждениях в субъектах РФ и др.

Исполняющий обязанности заместителя заведующего Центром публично-правовых исследований Института А.М. Цирин обратил внимание на несовершенство дефинитивных норм, которое мешает правильному применению антикоррупционных технологий. В частности, отсутствует легальное определение антикоррупционной экспертизы, несовершенно закрепленное в законодательстве определение коррупциогенных факторов. Во многих случаях формально диагностируемые коррупциогенные факторы в процессе применения нормативного правового акта в действительности не могут способствовать проявлениям коррупции.

Доктор юридических наук, профессор В.М. Баранов в докладе "Законы повышенного риска в деятельности органов государственной власти в ракурсе презумпции виновности чиновников" отметил необходимость применения юридической ответственности и соответствующего государственного вменения на условиях презумпции виновности. Другими словами, нет никаких препятствий к введению презумпции виновности для лиц публичной власти.

Руководитель аппарата Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России" кандидат юридических наук А.А. Ефремов выступил с докладом на тему "Оценка регулирующего воздействия в системе институтов повышения эффективности нормотворчества", который посвятил междисциплинарному анализу существующих институтов повышения эффективности нормотворчества, определению организационно-правовых механизмов их взаимосвязи. Были обоснованы ограниченность формально-юридических методов проведения антикоррупционной экспертизы и мониторинга правоприменения по сравнению с широким использованием социологических и экономических методов при оценке регулирующего воздействия; предложены меры по совершенствованию информационной прозрачности и открытости процедур антикоррупционной экспертизы и мониторинга правоприменения.

Участники Международного круглого стола "Механизмы противодействия коррупции в публично-правовой сфере", обсудив научные проблемы фундаментального и прикладного характера, связанные с выполнением требований международных антикоррупционных конвенций, определением форм и методов антикоррупционного вмешательства государства в публичную и частную сферы, реализацией принципов противодействия коррупции, пришли к следующим выводам и рекомендациям.

Противодействие коррупции должно основываться на системных, комплексных исследованиях ее причин и проявлений. Проведение таких исследований предполагает реализацию междисциплинарных подходов, обусловливающих необходимость координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции.

Развитие доктринальных основ противодействия коррупции должно осуществляться посредством постановки научных задач фундаментального и прикладного характера; согласования научных методов различных отраслей науки при реализации совместных проектов; объединения усилий отечественных и зарубежных исследователей и специалистов-практиков; проработки категориально-понятийного аппарата законодательства в сфере противодействия коррупции, в том числе концептуализации и универсализации самого определения понятия "коррупция".

Необходимо актуализировать решения научных и прикладных задач обеспечения единства и универсальности принципов противодействия коррупции в публичной и частной сферах.

Совершенствование мер противодействия коррупции в публично-правовой сфере предполагает разработку новых научных концепций, в том числе по вопросам "мультиответственности" лиц, виновных в коррупционных деяниях; уголовной ответственности юридических лиц; использования административными органами "подразумеваемых" решений. Требуется развитие системных подходов к противодействию коррупции, которые могут быть реализованы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В целях дальнейшего совершенствования нормативно-правовых основ противодействия коррупции в субъектах РФ целесообразно: развивать общеправовые подходы, закрепленные в законодательстве о противодействии коррупции, в целях обеспечения доминанты федерального законодательства; расширять использование программно-целевого метода для регулирования антикоррупционной деятельности в субъектах РФ; учитывать региональные особенности при подготовке и корректировке системы антикоррупционных мер субъектов РФ и муниципальных образований; формировать банки данных зон повышенного коррупционного риска и коррупционных практик в субъектах РФ; развивать методическое противодействие коррупции в органах местного самоуправления.

Следует признать целесообразным дальнейшее развитие сравнительно-правовых исследований опыта зарубежных государств в сфере противодействия коррупции; анализ позитивных антикоррупционных практик субъектов РФ и муниципальных образований в целях выявления и обоснования оптимальной системы мер противодействия коррупции.

Необходима разработка новых, основанных на научном анализе технологий противодействия коррупции, а также совершенствование существующих юридических и экономических технологий противодействия коррупции (антикоррупционной экспертизы, правового мониторинга, оценки регулирующего воздействия, экспертизы административных барьеров в предпринимательской деятельности и др.). Развитие указанных технологий требует совершенствования доктринальных подходов к обеспечению единой комплексной экспертизы нормативных правовых актов и обоснования методологических основ ее проведения.

 

Подготовлено с использованием материалов СПС "Консультант+"

 


    Новости