Поиск по сайту

Подарок или взятка?

 Каждому из нас когда-то приходилось вручать подарки в знак благодарности или в честь праздника врачу, учителю, чиновнику. Но не все знают, в каких случаях подарок будет считаться не подарком, а просто взяткой. Попробуем разобраться, в чем состоит разница между подарком и взяткой, что делать, если вы приняли дорогой подарок, и какая ответственность предусмотрена за получение и дачу взятки.

 Любые договорные отношения между физическими или юридическими лицами регулируются гражданским законодательством. Не является исключением и договор дарения. В силу ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Несмотря на то что даритель проявляет свое волеизъявление и передает свою вещь безвозмездно, законодательством установлены некоторые ограничения и для субъектов отношений, связанных с дарением, и для объекта дарения.

                                                                     Ограничения дарения

 Дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому посредством его вручения, символической передачи, может совершаться устно. Но если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей или договор содержит обещание дарения в будущем, такой договор должен заключаться в письменной форме. В противном случае он будет ничтожным. Ну и, конечно, передавая в дар недвижимость, нужно не только оформить договор письменно, но и позаботиться о государственной регистрации (ст. 574 ГК РФ).

Напомним, что при передаче в дар обычного подарка стоимостью до 3000 руб. законодательством не установлено никаких ограничений, в ином случае его дарение не допускается:

- от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;

- работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

- лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

- в отношениях между коммерческими организациями (ст. 575 ГК РФ).

Согласно же ст. 576 ГК РФ юридическое лицо, которому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе подарить ее с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное, за исключением передачи обычного подарка.

                                                                   Подарки государственным служащим

 Особое значение запрет на дарение подарков стоимостью свыше 3000 руб. имеет для лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, служащих Банка России. Однако в п. 2 ст. 575 ГК РФ отмечено, что данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Запрет на получение государственными гражданскими и муниципальными служащими подарков, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплаты развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений установлен также Федеральными законами <1>, которые дублируют положения указанной статьи. В соответствии с данными законами подарки, стоимость которых превышает 3000 руб., полученные служащими, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. При этом служащий имеет право выкупить подарок в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ.

--------------------------------

<1> Статья 14 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ).

 Обратите внимание! Поскольку в силу ч. 2 ст. 14 Закона N 79-ФЗ гражданский служащий вправе при условии предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет конфликта интересов, запрет на получение любого вознаграждения распространяется на получение такого вознаграждения в связи с исполнением служащим должностных обязанностей в конкретном государственном органе.

 Правила передачи, приема, оценки, учета на балансе основных средств, хранения и использования подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими мероприятиями, могут устанавливаться нормативными правовыми актами различных министерств и ведомств. Например, гражданские служащие Федерального казначейства руководствуются Приказом Казначейства России от 24.09.2010 N 245 <2>.

--------------------------------

<2> "Об утверждении Правил передачи подарков, полученных федеральными государственными гражданскими служащими Федерального казначейства в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями".

 Согласно данному Приказу служащие Федерального казначейства, получившие подарки, обращаются с заявлением о передаче подарков в федеральную собственность на имя начальника Административного управления в течение трех рабочих дней с момента получения подарка и (или) возвращения из служебной командировки, во время которой был получен указанный подарок. При этом в заявлении нужно указать реквизиты дарителя, вид подарка и приложить документы, подтверждающие стоимость подарка (если таковые имеются). Если документы отсутствуют, стоимость подарка устанавливается оценочной комиссией. Для оценки могут привлекаться эксперты из числа высококвалифицированных специалистов, если подарок представляет историческую или культурную ценность.

Если стоимость подарка многократно превышает установленный порог в 3000 руб., заявление передается для исполнения в отдел имущественного комплекса Административного управления. Сотрудник отдела письменно извещает служащего о месте и времени приема от него подарка, осуществляемого на основании акта приема-передачи. Принятый отделом подарок нумеруется и помещается на временное хранение в сейф. Подарки учитываются на балансе основных средств Федерального казначейства.

Если стоимость подарка не превышает 3000 руб., подарок в течение пяти рабочих дней по акту возврата возвращается гражданскому служащему.

Для работников некоторых категорий запрет принимать подарки устанавливается также кодексами этики или другими нормативными актами. Так, Кодексом профессиональной этики работников системы Пенсионного фонда, утвержденным Постановлением ПФР от 02.09.2009 N 195п, работнику ПФР запрещено принимать подарки, услуги, приглашения и любые другие выгоды, предназначенные для него или для его семьи, родственников, близких друзей, а также для лиц или организаций, с которыми работник ПФР имеет или имел деловые или связанные с политикой отношения, способные повлиять на независимость исполнения им своих должностных обязанностей, или которые могут быть вознаграждением или создать видимость вознаграждения, имеющего отношение к исполняемым должностным обязанностям (за исключением обычных подарков на сумму до 3000 руб.).

                                                                  Государственная корпорация

 Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ТК РФ был дополнен ст. 349.1 "Особенности регулирования труда работников государственных корпораций, государственных компаний".

Что такое государственная корпорация? Согласно ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Так, Федеральным законом от 01.12.2007 N 317-ФЗ определены принципы организации, цели создания и деятельности государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", а Федеральным законом от 23.11.2007 N 270-ФЗ - государственной корпорации "Ростехнологии". Государственная корпорация не отвечает по обязательствам РФ, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание этой корпорации, не установлено иное.

Государственная корпорация совмещает государственную и хозяйственную функции, не являясь при этом государственным органом. Поэтому ограничения и запреты, установленные для государственных служащих, не совсем подходят для работников государственных корпораций в силу специфики их деятельности. Но поскольку деятельность корпораций все-таки направлена на реализацию интересов государства и общества в целом, законодатель регулирует правовой статус работников корпораций и в ст. 349.1 ТК РФ установил для них ряд ограничений. Одно из них - запрет на получение в связи с исполнением трудовых обязанностей от иных юридических и физических лиц вознаграждений, к которым относятся подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха и иные. Исключением будут вознаграждения, полученные во время участия в деятельности органов управления и контроля коммерческой организации, осуществляемого с согласия высшего органа управления государственной корпорации или компании.

                                                                       Взятка или подарок?

 Что же такое взятка? Точного определения ни в ГК РФ, ни в УК РФ нет. Но УК РФ рассматривает получение взятки как преступление, которое состоит в получении должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за незаконные действия (бездействие), за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290). Отдельным пунктом выделяется получение взятки лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 4 ст. 290).

 К сведению. Несколько отличается от взятки так называемый коммерческий подкуп. Так ст. 204 УК РФ называет незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

 Статьями 290 и 291 УК РФ предусмотрена ответственность за получение и дачу взятки. При этом за получение взятки применяется более суровое наказание, чем за ее дачу. Так, дача взятки в значительном размере должностному лицу наказывается штрафом в размере от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в 15-кратном размере. Получение же взятки в значительном размере должностным лицом наказывается штрафом в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.

 Примечание. Значительный размер взятки - сумма денег или стоимость ценных бумаг, иного имущества или услуг более 25 000 руб., крупный размер взятки - более 150 000 руб., особо крупный - более 1 000 000 руб.

 Одним из обязательных признаков получения взятки является предмет преступления - взятка, которая может быть выражена в деньгах, ценных бумагах, ином имуществе или выгодах имущественного характера. Но в качестве взятки может выступить и подарок.

Основным отличием подарка от взятки является его безвозмездность. То есть, передавая подарок, даритель ничего не просит взамен. Взятка же дается за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятствование в пользу дающего или представляемых им лиц. Таким образом, требуется связь между действием и взяткой. Не имеет значения, что было первым - получение взятки или определенное действие или сначала действие, а затем взятка. Главное, чтобы до совершения действия между лицами была договоренность. В связи с этим различают взятку-подкуп и взятку-благодарность. Конечно, взятка-подкуп является более опасным преступлением, но и при взятке-благодарности, подрывающей авторитет государственного аппарата, также наступает ответственность. Ранее уголовным законодательством предусматривалась ответственность и в том случае, когда никакой договоренности о вознаграждении не было.

Взятка может передаваться и через посредника. В Постановлении Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" (далее - Постановление N 6) указано, что уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 УК РФ. Таким образом, за посредничество во взяточничестве действия посредника в получении (в даче) взятки квалифицируются как соучастие или пособничество в этом.

 Обратите внимание! Получение взятки является оконченным преступлением с момента получения хотя бы части обусловленной взятки.

 Отметим, что в состав преступления - получения взятки ст. 290 УК РФ включает и такие действия:

- способствование одного должностного лица в силу занимаемого им должностного положения совершению действий (бездействия) в пользу взяткодателя другим должностным лицом (подчиненным);

- общее покровительство - действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением иных действий;

- попустительство по службе - непринятие должностным лицом мер реагирования на упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, подчиненных по службе взяткополучателю (п. 4 Постановления N 6).

Так можно ли разграничить обычный подарок и взятку? С мнением о том, что границей между этими понятиями является предел, установленный ст. 575 ГК РФ для обычного подарка (3000 руб.), нельзя согласиться. Низший предел взятки не установлен законодателем, таковой может быть и тысяча рублей, если эта сумма предназначалась за совершение должностным лицом какого-либо действия (бездействия).

И независимо от размера вознаграждения, полученного должностным лицом, оно будет считаться взяткой в следующих случаях:

- если имело место вымогательство этого вознаграждения;

- если вознаграждение (или соглашение о нем) имело характер подкупа;

- если вознаграждение передавалось должностному лицу за незаконные действия (бездействие).

Таким образом, если должностное лицо, не рассчитывая на подарок, совершает какое-то действие (бездействие) по службе, а затем получает от кого-либо за это заранее не обещанное вознаграждение, то состава преступления - получения взятки не будет, но если размер вознаграждения, переданного одному из лиц, перечисленных в ст. 575 ГК РФ, будет превышать 3000 руб., такое лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

Несмотря на то, что такое явление, как взяточничество, существует издавна, особенно среди лиц, наделенных властными полномочиями, в последнее время борьбе с ним уделяется особое внимание. В качестве одной из мер по борьбе с коррупцией и был установлен запрет на получение вознаграждений государственными и муниципальными служащими. Принимая подарок, следует не только руководствоваться морально-этическими убеждениями и принципами разумности, но и не забывать об ответственности, установленной как при получении, так и при даче взятки.

 

Подготовлено с использованием материалов "Отдел кадров бюджетного учреждения", 2011, N 12

 


    Новости