Ульяновская областьОфициальный сайт муниципального образования Кузоватовский район |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поиск по сайту |
Подарок не станет взяткой, если его передать в собственность государства!Деятельность органов государственной и исполнительной власти всех уровней - это та область, где потенциальных возможностей для коррупции гораздо больше, чем в других сферах, связанных с распоряжением бюджетными средствами. Поэтому актуальность проблемы коррупции и необходимость борьбы с ней ни у кого не вызывают сомнений. С этой целью был принят Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), которым во многие нормативные акты, регламентирующие деятельность органов государственной и исполнительной власти, были внесены изменения. Так, в частности, в Законы, регулирующие прохождение государственной и муниципальной службы, было добавлено условие о передаче чиновниками в собственность государства (муниципалитета) подарков, полученных во время проведения протокольных мероприятий, служебных командировок и других официальных мероприятий. В унисон этому требованию в январе 2010 г. отдельные ведомства выпустили приказы, устанавливающие порядок передачи их служащими подарков, полученных при проведении вышеназванных мероприятий, в государственную (муниципальную) собственность с правом их последующего выкупа. О нормах данных приказов и пойдет речь в статье. Какие запреты установлены для государственных и муниципальных служащих? В Российской Федерации государственная и муниципальная служба осуществляется в соответствии: - с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон N 79-ФЗ); - с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон N 25-ФЗ). Вышеперечисленные Законы содержат ряд запретов, которые распространяются на государственных и муниципальных служащих. В период нахождения на гражданской (муниципальной) службе служащему, в частности, запрещено: - участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ); - осуществлять предпринимательскую деятельность (пп. 3 п. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и пп. 3 п. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ); - приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход (пп. 4 п. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ); - использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное (муниципальное) имущество, а также передавать их другим лицам (пп. 8 п. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и пп. 7 п. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ) и др. Особенно нужно обратить внимание на нормы, изложенные в пп. 6 п. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и пп. 5 п. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ, которые запрещают получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Этот запрет установлен для того, чтобы государственные и муниципальные служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских, иных связей, помимо служебных, и не были обязанными по отношению к организациям, желающим получить выгоду посредством вознаграждения служащего. Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной (муниципальной) службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом (пп. 6 п. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и пп. 5 п. 1 ст. 14 Закона N 25-ФЗ). Исключения составляют случаи, предусмотренные в ст. 575 ГК РФ. В соответствии с нормами, изложенными в ней, данное требование не распространяется на обычные подарки стоимостью до 3000 руб. К сведению. Заметим, что требование о передаче подарка на ответственное хранение в орган, в котором госслужащий замещает должность, введено в ГК РФ Федеральным законом N 280-ФЗ <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 25.12.2008 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции". В каких случаях подарок будет являться взяткой? Подарок будет признан взяткой, если в связи с его вручением государственному (муниципальному) служащему необходимо выполнить определенное действие с использованием служебного положения, независимо от стоимости подаренной вещи. Данный вывод следует из норм ст. 290 УК РФ. Под взяточничеством подразумеваются действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, направленные на получение определенных выгод материального или имущественного характера в ответ на совершение в интересах взяткодателя определенных действий (бездействия). При этом следует заметить, что эти действия (бездействие) могут быть следствием должностных обязанностей лица. В п. 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2009 года приведен такой пример. Гражданин признан виновным в том, что он, являясь должностным лицом и будучи наделенным правом приема выполненных работ, получил взятку в виде денег в размере 300 тыс. руб. за подписание им актов приема работ по капитальному ремонту здания, которые в полном объеме выполнены не были. Действия физического лица квалифицированы судом по ст. 290 УК РФ как получение должностным лицом взятки в крупном размере в виде денег за действия в пользу взяткодателя, которые входят в служебные полномочия должностного лица. Заметим, что в соответствии со ст. 290 УК РФ получение взятки наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Как передать подарок в собственность госоргана? Если подарок получен при обстоятельствах, допускающих его вручение, то он должен быть передан в собственность госоргана. Порядок передачи подарка в собственность госоргана, в котором замещает должность лицо, его получившее, изложен в приказах различных министерств и ведомств, где предусмотрена гражданская и муниципальная служба. Например, такими нормативно-правовыми актами являются: - Приказ Минфина России от 26.02.2010 N 136, которым утвержден Порядок передачи в Министерство финансов Российской Федерации подарков, полученных государственными гражданскими служащими Министерства финансов Российской Федерации в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее - Порядок N 136); - Приказ Рособразования от 22.01.2010 N 33 "О мерах по активизации работы по противодействию коррупции в Федеральном агентстве по образованию", которым утверждены Правила передачи подарков, полученных государственными служащими Рособразования в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями (далее - Правила N 33). Данные документы интересны тем, что в них приведены последовательность действий при передаче подарка в федеральную собственность на ответственное хранение, а также формы заявления от государственного служащего на передачу подарка на ответственное хранение и акта-приема передачи подарка. Названные формы могут использовать в качестве образцов как государственные органы субъектов РФ, так и органы муниципального самоуправления, в случае если нормативные акты, регламентирующие данный вопрос, отсутствуют на соответствующем уровне бюджетной системы. Рассмотрим последовательность операций по передаче ценного подарка от государственного служащего на ответственное хранение.
Каков порядок учета подарка, полученного от госслужащего? Учет имущества и активов в органах государственной власти осуществляется в соответствии с Инструкцией N 148н <2>. -------------------------------- <2> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н. Согласно требованиям Порядка N 136 материальные ценности, принятые на ответственное хранение, учитываются на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение", что соответствует нормам п. 263 Инструкции N 148н. Напомним, что в данном пункте сказано: аналитический учет материальных ценностей, принятых на ответственное хранение, ведется по договорным ценам и ценам приобретения. Какая цена является ценой приобретения - понятно, остается определиться с договорной ценой. Для этого обратимся к Гражданскому кодексу. Пункт 1 ст. 424 ГК РФ устанавливает, что оплата исполнения договора производится по цене, определенной соглашением сторон. Современное законодательство в нашей стране допускает регулирование договорных цен в строго определенных областях и пределах. Одновременно создаются эффективные гарантии для договорной свободы в области цен. Такого рода гарантии содержатся, в частности, в антимонопольном законодательстве. Итак, если цена не регулируется государством, то стороны вправе установить любую договорную цену, при условии что она устраивает покупателя и продавца. Видимо, в связи с закреплением в гражданском законодательстве гарантии свободы в определении цены договора в Порядке N 136 детализировано, что подарки, принятые на ответственное хранение, следует учитывать по цене, указанной в заявлении, или, в случае ее отсутствия, в условной оценке 1 руб. за 1 предмет, при этом соблюдаются все установленные законодательством нормы. Здесь хотелось бы заметить, что учет на забалансовом счете 02 целесообразен только до выкупа ценного подарка государственным служащим. В случае его отказа от выкупа в целях сохранности федерального имущества рационально будет осуществлять учет подарков в составе основных средств государственного органа. В Правилах N 33 подход к принятию на учет ценного подарка от госслужащего совершенно иной. В соответствии с п. 4 Правил N 33 в случае отсутствия документов, подтверждающих стоимость подарка, при его приеме от государственного служащего на заседании комиссии производится оценка подарка, результаты которой оформляются соответствующим приказом. В случае если подарок имеет историческую либо культурную ценность или оценка подарка затруднена вследствие его уникальности, для оценки привлекаются эксперты из числа высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля (п. 4 Правил N 33). После оценки подарка оценочной комиссией (либо экспертом) он учитывается на балансе в составе основных средств Рособразования в установленном законодательством порядке с оформлением инвентарной карточки (которая приведена в Приложении к Правилам N 33), нумеруемой в соответствии с номером акта приема-передачи, и поступает на временное хранение до его дальнейшего использования (п. 7 Правил N 33). Инструкция N 148н не устанавливает правила принятия к учету имущества, полученного безвозмездно (в постоянное или временное пользование) от физического лица, в частности не определяет, по какой стоимости оно принимается к учету. По нашему мнению, здесь следует применять нормы, предусмотренные для принятия к учету объектов основных средств по договору дарения. Как сказано в п. 13 Инструкции N 148н, первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования. Таким образом, учет на балансе государственного органа ценного подарка, являющегося основным средством, следует производить по рыночной стоимости. Далее нужно обратить внимание на нормы, изложенные в п. 1.1 Порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, утвержденного Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н. Они гласят, что имущество, полученное в качестве дара от коммерческой организации или физического лица, следует отражать в рамках приносящей доход деятельности, соответственно, подарок в качестве основного средства должен быть оприходован по коду вида деятельности "2". Выкуп работником подарка осуществляется по сложившейся на него рыночной цене, которая и будет ценой реализации. В случае отказа сотрудника выкупить подарок или окончания срока, в течение которого сотрудник должен был выкупить его, но не выкупил, подарок переходит в федеральную собственность. Как отразить операции по выкупу подарка госслужащим? Рассмотрим на примере порядок отражения хозяйственных операций, связанных с передачей подарка государственным служащим на ответственное хранение в орган, где он замещает соответствующую должность, с последующим его выкупом. Пример. Служащим Минфина во время протокольного мероприятия, проводившегося в марте 2010 г., получен ценный подарок в виде статуэтки. В соответствии с принятыми правилами произведена его передача на основании акта приема-передачи в орган, в котором замещает должность государственный служащий. Финансовым отделом органа ценный подарок поставлен на забалансовый учет в условной оценке 1 руб. за 1 предмет. По истечении календарного месяца государственный служащий пожелал выкупить полученную им в подарок статуэтку. Независимым экспертом была произведена ее оценка, согласно которой рыночная стоимость статуэтки составила 5400 руб. Расходы по оценке - 500 руб. (без НДС). В бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи:
-------------------------------- <*> В соответствии с п. 13 Инструкции N 148н под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи активов на дату принятия к бюджетному учету. <**> В силу п. 1 ст. 39 НК РФ передача на возмездной основе права собственности на товары признается реализацией товаров организацией, а согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров является объектом обложения НДС независимо от форм оплаты. <***> В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, относятся к неналоговым доходам бюджетов. Бюджетные учреждения признаются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (ст. 246 НК РФ). Возникает ли объект обложения НДФЛ? При получении лицом, замещающим государственную и муниципальную должность, подарков, признаваемых в соответствии с законодательством федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаваемых служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность, дохода, подлежащего обложению НДФЛ, не возникает (Письмо Минфина России от 13.03.2009 N 01-02-01/03-504).
Подготовлено с использованием материалов "Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 5 |
Новости |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная |
О нас |
Контакты |
Написать нам |
Карта сайта |
Поиск по сайту |
Законодательная карта по ФЗ №8
Официальный сайт муниципального образования Кузоватовский район © 2024 |