Поиск по сайту

Противодействие коррупции:расходы должны соответствовать доходам.

В целях противодействия коррупции принят новый Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Закон N 230-ФЗ). Данный Закон вступил в силу 01.01.2013. Рассмотрим его основные положения.

 Сфера применения Закона N 230-ФЗ. Статьей 1 Закона N 230-ФЗ определено, что данный Закон:

- устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей общему доходу данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующие совершению сделки (далее - контроль за расходами);

- определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами (далее - контролируемые лица);

- устанавливает порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами. Закон N 230-ФЗ устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) (ст. 2):

   V   государственные  должности  РФ,  в  отношении   которых  федеральными

      конституционными  законами  или федеральными  законами  не установлен

      иной порядок осуществления контроля за расходами;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   должности членов Совета Банка России;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   государственные должности субъектов РФ;

      ───────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   муниципальные должности на постоянной основе;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   должности  федеральной государственной  службы, включенные в перечни,

      установленные нормативными правовыми актами Президента РФ;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   должности государственной гражданской службы субъектов РФ, включенные

      в перечни,  установленные  законами  и иными  нормативными  правовыми

      актами субъектов РФ;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   должности  муниципальной службы, включенные  в перечни, установленные

      законами,   иными   нормативными   правовыми  актами  субъектов  РФ и

      муниципальными нормативными правовыми актами;

 ──────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   должности  в  Банке   России,  перечень  которых   утвержден   Советом

      директоров Банка России;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   должности  в  государственных   корпорациях,  включенные  в  перечни,

      установленные нормативными правовыми актами РФ;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   должности  в ПФР, ФСС,  ФФОМС,  включенные  в перечни,  установленные

      нормативными правовыми актами РФ;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   должности в иных организациях,  созданных РФ на основании федеральных

      законов,  включенные в перечни,  установленные нормативными правовыми

      актами РФ;

   ─────────────────────────────────────────────────────────────────────

  V   отдельные должности на основании  трудового договора  в организациях,

      создаваемых для  выполнения задач,  поставленных  перед  федеральными

      государственными   органами,  включенные  в  перечни,   установленные

      нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

 Закон N 230-ФЗ также устанавливает контроль за расходами супруг (супругов) и несовершеннолетних детей перечисленных лиц.

Сделки, в отношении которых представляются сведения. Статьей 3 Закона N 230-ФЗ установлено, что контролируемые лица обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующие совершению сделки.

В частности, необходимо представить сведения по каждой сделке (далее - контролируемая сделка) при приобретении:

- земельного участка, другого объекта недвижимости;

- транспортного средства;

- ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций).

Также указываются источники получения средств, за счет которых совершена контролируемая сделка.

 Обратите внимание! Обязанность по представлению сведений о расходах по контролируемым сделкам возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г. (п. 2 ст. 18 Закона N 230-ФЗ).

 Порядок представления перечисленных сведений определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, ПФР, ФСС, ФФОМС и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов (п. 2 ст. 3 Закона N 230-ФЗ).

Основание для принятия решения об установлении контроля за расходами. Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 230-ФЗ основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что контролируемым лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена контролируемая сделка на сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующие совершению сделки. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

3) Общественной палатой РФ;

4) общероссийскими средствами массовой информации.

Перечисленные органы уведомляются о принятом решении о контроле за расходами (далее - лицо, принявшее решение об осуществлении контроля) (п. 3 ст. 4 Закона N 230-ФЗ):

- должностным лицом, определяемым Президентом РФ;

- руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом;

- высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) либо уполномоченным им должностным лицом;

- председателем Банка России либо уполномоченным им должностным лицом;

- руководителем государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, либо уполномоченным им должностным лицом.

Указанное решение принимается отдельно в отношении каждого контролируемого лица и составляется в письменной форме (п. 6 ст. 5 Закона N 230-ФЗ).

 Обратите внимание! Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами контролируемых лиц, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей (п. 2 ст. 4 Закона N 230-ФЗ).

 Решение об осуществлении контроля за расходами принимается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными актами Банка России, ПФР, ФСС, ФФОМС и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов.

Содержание контрольных мер. Контроль за расходами включает в себя (п. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ):

1) истребование от контролируемого лица сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой контролируемой сделке;

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена такая сделка;

2) проверку достоверности и полноты представленных сведений;

3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой контролируемой сделке их общему доходу.

В ст. ст. 5 и 6 Закона N 230-ФЗ перечислены органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений в зависимости от занимаемой (замещаемой) должности контролируемых лиц (далее - уполномоченные органы, подразделения, должностные лица).

Уведомление контролируемого лица о принятии решения. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 230-ФЗ уполномоченные органы, подразделения, должностные лица не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами контролируемого лица, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны уведомить его в письменной форме об этом принятом решении и о необходимости представить сведения, предусмотренные п. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ. В уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений.

Проверка достоверности и полноты представленных сведений как самим контролируемым лицом, так и органами, указанными в п. 1 ст. 4 Закона N 230-ФЗ (на основании их информации принимается решение о проверке расходов), осуществляется уполномоченными органами, подразделениями или должностными лицами в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, о предоставлении имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, представившего такие сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п. 2 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).

Права и обязанности контролируемых лиц. В соответствии со ст. 9 Закона N 230-ФЗ контролируемое лицо в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязано представлять сведения, предусмотренные п. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ (они были указаны в разделе "Содержание контрольных мер" статьи).

В то же время это лицо имеет право:

1) давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных п. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных ст. 3 и п. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ, и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена контролируемая сделка;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

В случае если контролируемое лицо обратилось с ходатайством, с ним в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины - в срок, согласованный с данным лицом) уполномоченные органы, подразделения, должностные лица проводят беседу, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам (п. 1 ст. 7 Закона N 230-ФЗ).

Кроме того, контролируемое лицо на период осуществления контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей может быть в установленном порядке отстранено от замещаемой (занимаемой) должности на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами. На период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание (заработная плата) по замещаемой (занимаемой) должности сохраняется.

 Обратите внимание! Невыполнение контролируемым лицом обязанностей, предусмотренных ст. ст. 3 и 9 Закона N 230-ФЗ, является правонарушением и влечет освобождение от замещаемой (занимаемой должности), увольнение с государственной или муниципальной службы (п. п. 1, 2 ст. 16 Закона N 230-ФЗ).

 Права и обязанности уполномоченных органов, подразделений, должностных лиц. Уполномоченные органы, подразделения и должностные лица обязаны (ст. 10, п. 1 ст. 11 Закона N 230-ФЗ):

1) осуществлять анализ поступающих в соответствии с Законом N 230-ФЗ и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера контролируемого лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

2) принимать сведения, представляемые контролируемым лицом в соответствии с п. 1 ст. 3 Закона N 230-ФЗ;

3) при осуществлении контроля за расходами:

- истребовать от контролируемого лица сведения, предусмотренные п. 4 ст. 4 Закона N 230-ФЗ;

- провести с контролируемым лицом беседу в случае поступления от него ходатайства.

Органы, подразделения и должностные лица при осуществлении контроля за расходами контролируемого лица (п. 2 ст. 11 Закона N 230-ФЗ) вправе:

1) проводить по своей инициативе беседу с контролируемым лицом;

2) изучать поступившие от данного лица дополнительные материалы;

3) получать от данного лица пояснения по представленным им сведениям и материалам;

4) направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры РФ, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств. Полномочия органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в части направления запросов, указанных в настоящем пункте, определяются Президентом РФ.

Руководители указанных органов и организаций, получившие запрос, обязаны организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и представить в установленном порядке запрашиваемую информацию;

5) наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.

Оформление и направление результатов осуществления контроля. Уполномоченные органы, подразделения и должностные лица представляют доклад о результатах осуществления контроля лицу, принявшему решение об осуществлении контроля (напомним, что перечень таких лиц приведен в п. 3 ст. 4 Закона N 230-ФЗ).

 К сведению. На основании п. 2 ст. 13 Закона N 230-ФЗ лицо, принявшее решение об осуществлении контроля, может предложить соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты, полученные в ходе осуществления контроля за расходами, на ее заседании.

 В свою очередь, лицо, принявшее решение об осуществлении контроля (п. 3 ст. 13 Закона N 230-ФЗ):

1) информирует в установленном порядке о результатах осуществления контроля за расходами соответственно Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителя федерального государственного органа, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), руководителей других государственных органов, Председателя Банка России, руководителя государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФФОМС, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, или организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

2) вносит в случае необходимости предложения о применении к такому лицу мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов, полученных в результате осуществления контроля за расходами, в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Перечисленные руководители (которых информируют о результатах контроля) принимают решение о применении к контролируемому лицу мер юридической ответственности. При этом они вправе учесть рекомендации соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

 Обратите внимание! Контролируемое лицо должно быть проинформировано о результатах, полученных в ходе осуществления контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (ст. 14 Закона N 230-ФЗ). При информировании необходимо соблюдать законодательство о государственной тайне.

 Согласно ст. 15 Закона N 230-ФЗ информация о результатах контроля с письменного согласия лица, принявшего решение об осуществлении контроля, направляется уполномоченными органами, подразделениями и должностными лицами в органы и организации (их должностным лицам), политическим партиям и общественным объединениям, в Общественную палату РФ и СМИ, которые предоставили информацию, явившуюся основанием для осуществления контроля за расходами.

О том, что такая информация направлена в указанные органы и организации, также необходимо уведомить и контролируемое лицо.

Санкции по результатам проверки. В случае если в ходе осуществления контроля за расходами контролируемого лица, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ (п. 3 ст. 16 Закона N 230-ФЗ).

В свою очередь, генеральный прокурор РФ или подчиненные ему прокуроры при получении таких материалов обращаются в суд с заявлением об обращении в доход РФ земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых контролируемым лицом не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы (ст. 17 Закона N 230-ФЗ).

Если выявлены признаки преступления, административного или иного правонарушения, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в государственные органы в соответствии с их компетенцией (п. 4 ст. 16 Закона N 230-ФЗ).

 

 (подготовлено с использованием материалов СПС «Консультант+»)

    Новости