Поиск по сайту

Ульяновская модель региональной системы противодействия коррупции признана одной из наиболее эффективных в России

Конференция "Совершенствование правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: проблемы и способы их решения", организованная Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, состоялась 13 февраля 2013 года в Казани. 

 Как сообщает официальный сайт организаторов, конференция была ориентирована на решение проблемных вопросов в сфере профилактики коррупции, а также на выработку единых подходов в реализации антикоррупционной политики. В работе конференции приняли участие Председатель Совета Федерации ФС РФ В.И. Матвиенко, Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, заместитель начальника Департамента по вопросам профилактики и противодействия коррупции Управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров В.Ю. Голубовский, Директор Института законодательства  и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Т.Я. Хабриева, представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководители федеральных государственных органов, компетентных в сфере противодействия коррупции, а также государственных органов субъектов Российской Федерации. В работе конференции принял активное участие Уполномоченнный по противодействию коррупции в Ульяновской области А.Ф. Павлов.

 Как сообщает официальный сайт Совета Федерации, Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко в своем выступлении на конференции отметила: "Президент России В.В. Путин, руководство страны, власть демонстрирует твердую политическую волю в борьбе с коррупцией. Свидетельством тому и целый ряд расследований, громких отставок и судебных решений". Председатель Совета Федерации сообщила, что в 2012 году в нашей стране были выявлены около 50 тысяч преступлений коррупционной направленности и осуждены более 7 тысяч человек. 

 Среди основных направлений совершенствования правовых и институциональных основ противодействия коррупции в субъектах РФ В.И. Матвиенко подчеркнула важность формирования в регионах специализированных институтов по реализации антикоррупционной политики в системе исполнительной власти. 

 В Ульяновской области такой специализированный институт был создан еще в 2009 году в формате независимого от региональных министерств и ведомств, подчиненного непосредственно главе региона Уполномоченного по противодействию коррупции, который сегодня входит в качестве независимого должностного лица в состав образованной в 2011 году региональной Палаты справедливости, объединяющей четырех Уполномоченных по защите прав граждан в различных сферах.

 О практике реализации программ противодействия коррупции в наиболее успешных регионах РФ рассказала участникам конференции Директор Института законодательства  и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Т.Я. Хабриева. В аналитическом докладе "Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах РФ", подготовленном в Институте под руководством Т.Я. Хабриевой, в частности, говорится: "Проведенный анализ позволяет констатировать, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют значительную работу по формированию правовых, организационных и информационных механизмов противодействия коррупции. <...> 

 <...> В качестве позитивных практик можно отметить Республику Татарстан и Ульяновскую область. В этих субъектах Российской Федерации: сформированы специализированные органы противодействия коррупции; активно реализуются профилактические мероприятия на ведомственном уровне и в муниципальных образованиях; обеспечивается доступность и открытость деятельности органов государственной власти и местного самоуправления; налажена методическая работа по обеспечению противодействия коррупции; внедряется система добровольного тестирования граждан, претендующих на замещение государственной и муниципальной должности, а также должностей государственной и муниципальной службы и т.п. <...>

 <...> Интересный опыт по формированию специализированных антикоррупционных органов сложился в Ульяновской области, где впервые в Российской Федерации была создана Палата справедливости, постоянно действующий государственный орган Ульяновской области (ч. 1 ст. 1 Закона Ульяновской области от 06.10.2011 № 164-ЗО «О Палате справедливости»), включивший в свой состав Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области. Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 22 июля 2008 г. № 14/329-П «Об утверждении областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ульяновской области» на 2008 -2012 годы», Уполномоченный по противодействию коррупции является основным исполнителем Программы, в том числе рассматривает обращения граждан, проводит обучающие семинары, осуществляет производство антикоррупционной экспертизы, антикоррупционного мониторинга. Так, Уполномоченным по противодействию коррупции в Ульяновской области и его аппаратом разработана, апробирована и с 2010 года реализуется система мониторинга эффективности реализации исполнительными органами государственной власти Ульяновской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области требований антикоррупционного законодательства. Данная система предусматривает детальный анализ достигнутых результатов по ряду показателей: проведение антикоррупционной экспертизы, работа комиссий по урегулированию конфликтов интересов, общественных советов по профилактике коррупции с последующей комплексной оценкой достигнутых результатов". 

 Вопросы формирования эффективного взаимодействия власти и гражданского общества при реализации антикоррупционной политики, создания действенных механизмов контроля за эффективностью управленческой деятельности чиновников со стороны общества, содействия в росте доверия к власти со стороны граждан уже длительное время находятся в центре внимания руководства Ульяновской области и лично Губернатора С.И. Морозова. Этот аргумент находит подтверждение в аналитическом докладе Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, где в частности, отмечено, что "в целевой антикоррупционной программе Ульяновской области говорится о создании общественных антикоррупционных советов в муниципальных образованиях области, о «пилотном» проекте по реформированию организационной структуры этих общественных советов в двух муниципальных районах в целях создания структур, подобных существовавшим ранее органам народного контроля в целях расширения контроля населения за эффективным использованием государственного и муниципального имущества". Кроме этого, общественный контроль эффективности реализуемой в Ульяновской области антикоррупционной политики обеспечивается "системой рейтинговой оценки эффективности работы элементов организационной структуры по противодействию коррупции в субъекте Федерации (системой показателей или индикаторов программ)". 

 По мнению Уполномоченного А.Ф. Павлова, которое он высказал в ходе конференции, "после пяти лет работы субъектов РФ по исполнению 273-ФЗ, предусматривающей создание системы правовых и организационных основ противодействия коррупции, пришла пора решать задачу по определению влияния созданной системы, других слагаемых работы по противодействию коррупции на снижение её уровня в целом по Российской Федерации, в её субъектах и муниципальных образованиях. 

 Это создаст возможность для оценки усилий каждого уровня исполнительной власти в противодействии коррупции, обеспечит условия состязательности и станет катализатором вовлечения гражданского общества в антикоррупционную политику. Предложение это является логическим продолжением поручений Национального плана противодействия коррупции. Требуется только решить проблемы унификации инструмента социологических исследований и методики его применения для оценки уровня коррупции по регионам России.

 Возможно, наш пилотный проект по разработке комплексной системы оценки уровня коррупции заинтересует участников конференции и с некоторой доработкой станет основой для создания общероссийской системы мониторинга уровня коррупции. Поэтому всецело поддерживаю один из выводов аналитического доклада о том, что первым в задаче по организации эффективной системы противодействия коррупции стоит мероприятие по оценке существующего в субъекте РФ уровня коррупции. Считаю, что это сегодня одна из насущных проблем реализации программ противодействия коррупции".  

В завершение своего выступления на конференции А.Ф. Павлов обратился к ее участникам с призывом учесть эффективность и результативность деятельности специализированного государственного института по организации профилактики коррупции, объединяющего решение вопросов координациии мер по предупреждению коррупции в органах государственной власти региона. "Это мнение поддерживается выводами исследования, проведенного Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, которые подтверждают, что наиболее эффективная координация антикоррупционной политики на уровне субъекта Федерации возможна лишь в случае, когда ее осуществление возложено на орган, в наименьшей степени подчиненный какой-либо ветви власти", - отметил А.Ф. Павлов.     

 В рекомендациях, подготовленных участниками конференции по итогам своей работы, отмечается, что "ввиду наличия в субъектах РФ нескольких организационно-правовых моделей реализации антикоррупционных программ (множественность органов исполнительной власти, ответственных за реализацию антикоррупционных программ, отсутствие специализированных органов по вопросам противодействия коррупции, нечеткость в разграничении полномочий в системе органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ по вопросам противодействия коррупции и др.) необходимо принять за основу организационно-правовую модель проведения антикоррупционной политики на уровне субъектов РФ, в которой специализированный орган, компетентный в сфере противодействия коррупции, подотчетен главе субъекта РФ (п. 3 Рекомендаций) <...> 

 К необходимым элементам применения комплексного подхода в осуществлении антикоррупционной политики субъектами РФ целесобразно отнести проведение отраслевых научных исследований коррупционных рисков и коррупциогенных факторов в отдельных сферах государственного управления, в том числе направленных на формирование критериев эффективности реализации антикоррупционных мер с учетом специфики указанных сфер (п. 5 Рекомендаций)".      

 Таким образом, на современном этапе региональная система противодействия коррупции в том виде, в каком она реализуется в Ульяновской области, рассматривается как одна из наиболее эффективных организационно-правовых моделей реализации антикоррупционной политики на уровне субъекта РФ.

    Новости