Поиск по сайту

Коммунальные тарифы должны соответствовать фактическим затратам на оказание коммунальных услуг

 Об этом, в частности, говорилось на очередном заседании Палаты справедливости, которое состоялось 16 мая в Колонном зале Дома Правительства в Ульяновске. В заседании Палаты принял участие Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. Глава региона был проинформирован о наиболее актуальных зонах повышенного коррупционного риска в деятельности предприятий и организаций жилищно-коммунального комплекса области и способах минимизации их негативного воздействия на качество оказываемых жителям региона коммунальных услуг, обеспечения принципа законности и справедливости при расчете коммунальных тарифов.

  С докладом на эту тему выступил помощник Уполномоченнного по противодействию коррупции в Ульяновской области, прикомандированный к региональному Министерству энергетики и жилищно-коммунального комплекса, Роман Абрамов. Роман Александрович подробно рассказал о проделанной им после вступления в начале 2013 года в должность работе, привел целый ряд примеров, свидетельствующих о грубых нарушениях права граждан на получение качественных коммунальных услуг, которые были допущены управляющими компаниями и ТСЖ города Ульяновска. Помощник Уполномоченного проинформировал участников заседания о некоторых результатах мероприятий внутреннего финансового контроля в Министерстве энергетики и ЖКК.

  Среди наиболее очевидных и актуальных проблем, которые Роман Абрамов выявил в ходе совместных контрольных мероприятий, - отсутствие эффективной системы взаимодействия между органами внутреннего финансового контроля Министерства энергетики и ЖКК и правоохранительными органами. В настоящее время результаты проведенных ревизорами Министерства проверок не направляются в правоохранительные органы. По мнению Романа Абрамова, было бы полезно наладить такое взаимодействие, эта мера приведет к повышению значимости и результативности внутреннего финансового контроля, а государство получит еще один немаловажный способ воздействия на недобросовестных руководителей управляющих компаний и ТСЖ.

 

 В завершение своего доклада помощник Уполномоченного вынес на рассмотрение Губернатора Сергея Морозова ряд конкретных предложений, которые касаются обеспечения строгого контроля за эффективностью расходования бюджетных средств на нужды капитального ремонта жилья, наличия взаимосвязи между величиной коммунальных тарифов и реальными трудовыми, материальными и ресурсными затратами на их оказание, которые несут коммунальные службы и организации, а также налаживания тесного взаимодействия между ревизорами Министерства энергетики и ЖКК, Главной государственной инспекции регионального надзора и правоохранительными органами Ульяновской области. С полным тесктом доклада Романа Абрамова можно ознакомиться ниже.

 

 На тему обоснованности действующих принципов расчета коммунальных тарифов на заседании Палаты справедивости выступил помощник Уполномоченного по противодействию коррупции на общественных началах Валерий Каменецкий. По его мнению, формирование коммунальных тарифов должно осуществляться на основе анализа реальных фактических расходов и затрат, понесенных на оказание ЖКУ. Коммунальные тарифы не следует рассчитывать только на основе нормативов расхода коммунальных ресурсов без учета фактически понесенных расходов на их оказание. При использовании коммунальных нормативов оплата ЖКУ зачастую происходит по максимальным из установленных ставок и норм, а не по фактической их стоимости, что является грубым нарушением конституционных прав граждан. В качестве иллюстрации своего довода Валерий Иванович указал на то, что оплата уборки снега и льда в зимний период производится по заранее определенному нормативу, а не исходя из количества реально выпавшего снега или образовавшегося льда. Обоснованность подобных коммунальных платежей вызывает справедливые вопросы у граждан, ответы на которые необходимо давать с учетом возможности корректировок действующего законодательства.

 

        

 

Доклад помощника Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области Р.А. Абрамова

 

 Уважаемый Сергей Иванович!

 

 Уважаемые члены Палаты справедливости!

 

 Уважаемые присутствующие!

 

  

 

 Свою работу я начал со следующего:

 

 1) познакомился с огромным массивом федеральных, региональных и муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы ЖКХ;

 

 2) провёл встречи с компетентными специалистами в этой сфере, в том числе с советником Губернатора Ульяновской области В.Ф. Ярошем;

 

 3) изучил структуру Министерства энергетики и ЖКК, познакомился с его руководством и сотрудниками, с подведомственными ему учреждениями, в частности, с работой Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального комплекса и энергоэффективности Ульяновской области;

 

 4) адресно изучил деятельность некоторых управляющих компаний и товариществ собственников жилья;

 

 5) проанализировал систему регионального надзора в жилищно-коммунальной сфере, в том числе полномочия Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора.

 

 При всём этом я в первую очередь обращал внимание на применяемые ими механизмы противодействия коррупции и возможности её предотвращения силами самих государственных органов.

 

 К сожалению, приходится констатировать, что ресурсов у таких органов для целенаправленной работы по минимизации зон коррупционного риска явно недостаточно. Дело в том, что на 4 специалистов Министерства энергетики и ЖКК и 18 сотрудников Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора приходится в общей сложности 217 управляющих компаний и чуть более 500 ТСЖ. Оценку качества их работы можно сделать по качеству рассмотрения обращений граждан, в связи с чем первым направлением моей работы стал анализ обращений граждан по фактам коррупции. Можно сказать, что канал связи органов власти с населением не работает должным образом при рассмотрении обращений по фактам коррупции. Так, в Министерство энергетики и ЖКК в 2011 году поступило 370 обращений, в 2012 году - уже 1673. Из них обращений с фактами коррупции не имеется, что говорит как об отсутствии практики анализа таких сообщений в общем массиве обращений, так и об определённом неверии населения в возможность предотвращения указываемых фактов коррупции силами органов власти.

 

 Чуть лучше ситуация с обращениями по фактам коррупции в сфере жилищного надзора. В 2011 году областная государственная жилищная инспекция получила 4247 обращений, из которых лишь 3 были с фактами коррупции. В 2012 году количество обращений выросло до 4700, из которых лишь одно обращение было посвящено фактам коррупции.

 

 В этой связи очень важным и своевременным выглядит Ваше, Сергей Иванович, решение о целенаправленной работе по минимизации коррупционных проявлений в системе ЖКХ через введение специальных инспекторов, прикомандированных к органам власти. Видя бесперспективность ожидания активности населения в сообщении фактов коррупции, мы стали самостоятельно находить зоны коррупционного риска и прежде всего, стали проверять анонимные сообщения о фактах коррупции, хотя Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» этого и не требует. Но как выяснилось, именно такие обращения дают массу информации о коррупционных проявлениях.

 

 По одному из таких анонимных обращений мною была выявлена попытка рейдерского захвата управления в ТСЖ «Университет». Отдельные недобросовестные собственники жилья, накопив многолетние долги из-за неоплаты услуг ЖКХ на несколько сот тысяч рублей, пытались обвинить действующее руководство ТСЖ в неисполнении своих обязанностей, в то время, как жители домов, находящихся в управлении этого ТСЖ, склоняются к поддержке действующего руководителя. Эта проблема была доведена до руководства Министерства энергетики и ЖКК Ульяновской области.

 

 Сейчас проводится проверка жалобы 25 жителей дома по проспекту 50-летия ВЛКСМ 22-а, корп. 2 относительно законности заключения договора поручения на право управления этим многоквартирным домом между УМУП УК ЖКХ «г. Ульяновск» и ОАО «Домоуправляющая компания Засвияжского района № 1». В конце 2011 года управление этим домом было незаконно прекращено муниципальным предприятием, а его обслуживание решением собрания собственников жилых помещений, фиктивность проведения которого была установлена в ходе прокурорской проверки, было передано в коммерческую организацию. В 2012 году по иску прокуратуры дом был возвращён в управление УМУП УК ЖКХ «г. Ульяновск», но фактическое управление включая сбор платежей осуществляет привлечённая на основании договора поручения «ДУК Засвияжского района № 1».

 

 Я запросил и проанализировал договор поручения по управлению вышеуказанным домом для подтверждения вывода о том, на законной ли основе привлечённая по этому договору коммерческая организация осуществляет сбор платежей с населения на свой расчётный счёт, если формально управление домом осуществляет муниципальное предприятие.

 

 Вторым направлением моей работы стал поиск коррупционных проявлений в ходе осуществления Министерством энергетики и ЖКК мероприятий внутреннего финансового контроля.

 

 Мною совместно с ревизором этого Министерства была проведена проверка ряда объектов ЖКХ на предмет обоснованности использования управляющими компаниями и ТСЖ полученных ими денежных средств из регионального бюджета на ремонт домов, находящихся в их обслуживании, а также обслуживание придомовых территорий. В частности, по дому, расположенному по адресу: бульвар Фестивальный, 17, были установлены факты выполнения работ не в полном объёме.

 

 В настоящее время готовится акт по результатам проверки.

 

 Изучение деятельности ревизоров выявило ещё одну проблему, а именно - отсутствие чётко функционирующей системы взаимодействия между органами внутреннего финансового контроля Министерства энергетики и ЖКК и правоохранительными органами. По моей информации, в настоящее время результаты проведённых ревизорами Министерства не направляются в правоохранительные органы. Было бы полезно наладить такое взаимодействие. Полагаю, что меры приведут к повышению значимости и результативности внутреннего финансового контроля, а государство получит способ влияния на недобросовестных руководителей управляющих компаний и ТСЖ.

 

 Третьим направлением работы стал поиск зон коррупционного риска в сфере оплаты уборки придомовой территории. Были установлены факты начисления управляющими компаниями и отдельными ТСЖ к оплате за уборку придомовой территории тех участков, которые не входили в установленный кадастровым планом земельный участок. В итоге жильцы из своего кармана оплачивают уборку городской территории.

 

 Управляющие организации, часть из которых ссылаются на Постановление Главы города Ульяновска №390 от 2006 года, в соответствии с которым за МКД были закреплены земельные участки, убираемые за счёт собственников жилья, игнорируют сведения Государственного кадастра недвижимости, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет.

 

 Примеры такого завышения:

 

 - ул. Отрадная, д.79 корп. 1 - разница между сведениями УК и данными Государственного кадастра недвижимости составляет 4 647 м2;

 

 - ул. Камышинская, д.15 - разница 11 492,48 м2;

 

 - ул. Корунковой, д.23 - 12 522,08 м2;

 

 - ул. Рябикова, д.25 - 8 008,43 м2.

 

 Одним из наглядных примеров отсутствия планирования в работе УК служит предложение УК ОАО «ДК Засвияжского района №1», а именно Тариф на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома №5, расположенного по адресу: г. Ульяновск, проспект 50 летия ВЛКСМ на период 01.01.2013 - 31.12.2013 гг., согласно которому учитываемая при расчёте тарифа продолжительность 2013 года составляет не 365, а 678 дней.

 

 Другим примером инженерного абсурда служит ответ руководства ООО «ЖЭК» от 08 мая 2013 г. на обращение собственника жилья. Дан ответ о том, что ООО «ЖЭК» не ведет статистику фактического выпадения осадков в отопительный период с разбивкой по датам и с указанием количества выпавших осадков и не ведет статистику по датам возникновения гололеда в отопительный сезон, хотя тариф принимается на год вперед.

 

 Эта информация частично была доведена до руководства Министерства энергетики и ЖКК Ульяновской области.

 

 В завершении обозначу основные задачи на близлежащий период.

 

 1. Детальное изучение порядка расчетов тарифов на услуги ЖКХ. Предварительное изучение темы показало отсутствие взаимосвязи между предлагаемыми управляющими организациями и ТСЖ расценками на оказываемые услуги в сфере ЖКХ и реальными трудо- и финансовыми затратами этих организаций на оказание этих услуг. Как следствие - повсеместная оплата населением несуществующих услуг.

 

 2. В бюджете Ульяновской области на текущий год запланированы достаточно крупные инвестиции в жилищно-коммунальную сферу. Так, только на капитальный ремонт жилых домов, а также ремонт дворовых территорий планируется израсходовать денежные средства в размере 153400,7 тыс. рублей.

 

 Такие большие финансовые расходы должны получить соответствующий механизм контроля, предусматривающего, в том числе неотвратимость ответственности, как это установлено законом «О противодействии коррупции».

 

 3. Необходимо усилить выявление проявлений коррупции именно в деятельности ТСЖ. Статус некоммерческих организаций развязывает им руки в отношении выбора поставщиков и подрядчиков, в связи с чем нельзя исключать и сговоры, приводящие к завышению стоимости работ, оплачиваемых из кармана жителей области.

 

 4. Выявление зон повышенного коррупционного риска, признаков нецелевого, неэффективного и неправомерного использования средств областного бюджета в деятельности Министерства энергетики и ЖКК Ульяновской области. Установление мошеннических схем в деятельности управляющих компаний, товариществ собственников жилья.

 

 5. Наладить более плотное взаимодействие с правоохранительными органами, с должностными лицами министерств и ведомств федеральных органов исполнительной власти, Правительства Ульяновской области, иными органами исполнительной власти для профилактики и ликвидации правонарушений коррупционной направленности в жилищно-коммунальном хозяйстве.

 

 6. Усилить контроль совместно с ревизорами МинЖКК за финансовыми потоками и соответствии запланированных мероприятий по благоустройству, а также ремонту жилищного фонда.

 

 Завершая, хочу подчеркнуть, что несбалансированность стоимости жилищно-коммунальных услуг и платежеспособности населения, а также разрыв темпов их роста уже становится поводом для общественного возмущения и актов «гражданского неповиновения», от отказа от квартплаты до несанкционированных митингов и пикетов, что может быть использовано недобросовестными лицами в своих узких политических и даже корыстных интересах ради конъюнктурных соображений.

 

 Важность и значимость вышеизложенных проблем неоднократно освещал на различных уровнях Президент Российской Федерации В.В. Путин.

 

 Применительно к нашим условиям Вами озвучивалась настоятельная необходимость возвращения управления сферой ЖКХ в государственное управление.

 

 В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о создании экспертной рабочей группы для более глубокого анализа состояния тарифообразования управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и выработку конкретных предложений в данном аспекте с целью доведения до руководства области достоверной, независимой и объективной информации.

    Новости