Поиск по сайту

О критериях эффективности молодежного антикоррупционного движения

Александр Павлов перечислил семь критериев эффективности молодежного антикоррупционного движения – (http://man-ull.livejournal.com/18382.html): Вчера, читая новости, обратил внимание, насколько актуальной становится тема антикоррупционного воспитания молодежи. Вот, к примеру, в понедельник Патриотическая платформа партии «Единая Россия» запустила «Молодежный антикоррупционный проект», одной из задач которого будет «формирование особого мировоззрения в молодежной среде». Хотят формировать в обществе неприятие коррупции во всех ее проявлениях через осознание ответственности и формирование ценностных ориентиров. Застрельщиком в этом процессе видят молодежь. А вот новость о том, как прокуратура Пермского края способствует «информированию школьников о явлениях коррупции, причинах и условиях, способствующих ее развитию».

 Тема всё больше на слуху, и можно было бы думать, что она лишь новомодное поветрие, если бы не интервью президента международной антикоррупционной организации ГРЕКО Марина Мрчелы «Российской газете» от 21 мая, в котором подчеркнута важность воспитания неприятия коррупции у подрастающего поколения граждан. Руководитель влиятельной международной антикоррупционной организации не только похвалил российские власти за успехи в реформировании антикоррупционного законодательства, но прямо призвал российское Министерство образования активно включиться в работу по антикоррупционному воспитанию подрастающего поколения едва ли не с детского сада.

 

Среди задач программы Ульяновской области «Противодействие коррупции в Ульяновской области на 2013-2015 годы» указаны: создание системы антикоррупционного и правового образования и просвещения граждан, создание условий для участия институтов гражданского общества и граждан в реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области, формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции. За ежегодное планирование мероприятий, направленных на расширение участия молодежных организаций в проведении работы по формированию нетерпимого отношения к коррупции, отвечает Департамент молодежной политики областного Министерства внутренней политики. Большой объем работы по этой программе предстоит Министерству образования Ульяновской области.

 

На завтра у меня намечено очередное совещание с представителями региональных Министерства внутренней политики и Министерства образования по разработке программных мер по созданию в Ульяновской области антикоррупционного молодежного движения и проработке направлений его работы. Предваряя завтрашнее совещание, хотел бы довести до всех его участников простую мысль о том, что антикоррупционное воспитание, будь то в школе, университете или в обыденной жизни, необходимо воспринимать всерьез и надолго: как одно из условий формирования зрелого и ответственного гражданского сообщества самостоятельных, независимых, способных к самореализации и объединению для общего блага людей. По сути, антикоррупционное воспитание – это элемент гражданского правового просвещения, основанного на уважении к закону, историческим и культурным  традициям государства и общества. Научить быть ответственным и зрелым гражданином своей страны, наверное, невозможно. Но учить юных граждан пользоваться законными инструментами защиты конституционных прав граждан от коррупционных посягательств, рассказывать о юридической и моральной ответственности за коррупцию перед законом и совестью необходимо.

 

В нашей большой и исторически разнообразной стране есть опыт работы молодежных идеологических организаций и объединений, как полезных, так и заидеологизированных, ориентированных на лозунги и портреты, погруженных не в завтрашний, а, скорее, во вчерашний день. Чтобы избежать ошибок, предлагаю заранее определить несколько несложных и понятных всем приоритетов. Что касается идеи, то главная идея одна и она проста: способствовать формированию неприятия коррупции обществом во всех ее проявлениях.

 

Что касается критериев эффективности, то, во-первых, работа молодежного антикоррупционного движения должна быть полезной для граждан, которые несут ущерб от проявлений коррупции, прежде всего, бытовой, должна иметь конкретный и измеримый социально значимый результат. Особенно важно обеспечить проектный принцип работы, при котором инициатива и творческая активность молодежи трансформировались бы в практические проекты антикоррупционной направленности, которые по итогам конкурсного отбора получали бы грантовую или спонсорскую поддержку.

 

Во-вторых, должны быть обеспечены такие механизмы работы антикоррупционного движения, которые гарантировали бы его эффективное взаимодействие с органами власти на всех уровнях региональной системы госуправления. Инициатива участников движения должна проявляться в самых коррупционно неблагополучных сферах экономики и общественной жизни, таких как  сфера образования, здравоохранения, ЖКХ, бытовое обслуживание, ремонт дорог, защита прав граждан. Наравне с молодежным представительством в общественных антикоррупционных органах и структурах, муниципальных Советах по профилактике коррупции одним из самых эффективных методов работы движения могли бы выступать механизмы и полномочия народного контроля.

 

В-третьих, польза от работы движения для общества должна быть обоюдной. То есть молодежь, стремящаяся реализовать на антикоррупционном поприще свои многочисленные таланты, должна быть замечена, поддержана и направлена государством по наиболее эффективному пути реализации предложенных антикоррупционных инициатив и проектов, а самые одаренные и активные молодые люди по результатам своих трудов могли бы получать, как раньше говорили, «путевку в большую жизнь» в виде рекомендаций и конкурентных преимуществ при участии в конкурсах на должности в системе государственного управления с возможностью дальнейшего карьерного роста.

 

В-четвертых, антикоррупционная деятельность молодежного движения должна быть современной и сочетать в себе передовые технические, технологические, идеологические  методы работы с тем, чтобы апробировать и применять самые эффективные инструменты для достижения поставленных целей, обеспечивать необходимые конкурентные преимущества.

 

В-пятых, работа молодежного движения должна получать широкое и качественное освещение в официальных СМИ с тем, чтобы ход и результаты реализации антикоррупционных инициатив и проектов были бы известны общественности и получали бы живой отклик и объективную оценку от граждан и органов власти, представителей экспертного сообщества.

 

В-шестых, молодежное антикоррупционное движение должно обрастать сторонниками и расширять свой состав, обновлять его, поэтому достигнутые результаты реализации молодежных инициатив должны быть представлены широкой общественности в формате фестивалей, публичных творческих площадок, праздничных мероприятий и конкурсов, что позволит не только отчитаться об имеющихся достижениях, но и привлечь к участию в работе движения самых разных людей, в том числе из других регионов РФ, из зарубежных стран, обогащать творческий и технологический опыт реализации молодежных антикоррупционных инициатив.

 

В-седьмых, работа антикоррупционного движения должна осуществляться в тесном взаимодействии с учреждениями среднего (полного) общего, профессионального и высшего профессионального образования, расположенными на территории Ульяновской области. Посильную организационную, методическую и техническую поддержку молодежным антикоррупционным проектам могли бы оказывать региональная система образования и вузы Ульяновской области, а также, по итогам рассмотрения конкурсных заявок, профильные структуры областного Правительства и частные благотворители и спонсоры. Соавторами и соисполнителями отдельных молодежных антикоррупционных проектов могли бы быть учителя школ и преподаватели вузов, в том числе на основе материалов профильных учебных программ и спецкурсов, обозначенных в учебном расписании (юриспруденция, история, обществознание, политология, социология и т.п.).

 

Эти семь предложений не являются догмой. Надеюсь, что совместное обсуждение этих и других направлений работы всеми заинтересованными сторонами позволит сформировать адекватную  систему мер в сфере антикоррупционного воспитания молодежи с учетом как организационных, так и финансовых возможностей Ульяновской области.

 

27.05.2013.

    Новости