Поиск по сайту

Росфиннадзор не место для коррупции

 Законодательством установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий. Целью данной статьи является освещение реализации положений антикоррупционного законодательства на примере Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор) в целом и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Нижегородской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, Территориальное управление) в частности.

 В настоящее время, несмотря на принимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж Российской Федерации на международной арене.

Неудивительно, что это социальное явление рассматривается как одна из угроз безопасности нашей страны и препятствие к ее развитию и интеграции в международное сообщество. Коррупция и методы борьбы с нею стали предметом рассмотрения в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), принятом в развитие Национального плана противодействия данному социальному явлению (утв. Президентом РФ 31.07.2008), а также явились основанием для принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460.

Поэтому, прежде чем рассматривать принимаемые в Росфиннадзоре и его территориальных органах меры по борьбе с коррупцией, следует разобраться с ее определением.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а равно совершение вышеуказанных действий от имени или в интересах юридического лица.

Данным нормативным актом определены также понятие "противодействие коррупции", его правовая основа и принципы реализации.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ под противодействием коррупции подразумевается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению ее причин (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Основными принципами реализации противодействия коррупции ст. 3 данного Закона названы:

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Как указано выше, в целях борьбы с коррупцией Президентом РФ 31.07.2008 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 гг., впоследствии скорректированный Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы" (далее - Указ Президента РФ N 460, Стратегия).

В целях исполнения Указа Президента РФ N 460 и для реализации п. 4 ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ Приказом Росфиннадзора от 15.06.2010 N 301 была утверждена ведомственная антикоррупционная программа, которая представляет собой совершенствуемую систему мер организационного, правового, экономического, информационного и кадрового характера, направленных на устранение коренных причин коррупции и противодействие коррупционным проявлениям в Росфиннадзоре. Впрочем, такая программа существовала и раньше - Приказом Росфиннадзора от 05.06.2008 N 149 была утверждена Ведомственная антикоррупционная программа на 2008 - 2010 гг.

Задачей действующей на данный момент программы (как и предшествовавшей ей) является эффективная организация исполнения законодательства в сфере коррупции и создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения, обеспечивающих снижение уровня коррупции.

Для реализации ведомственной программы в каждом территориальном органе Росфиннадзора утвержден собственный план мероприятий, проведение которых предусмотрено в период с 2010 по 2011 гг. (ранее планы были составлены на период с 2008 по 2010 гг.). В ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области такой план разрабатывается и утверждается с целью реализации мероприятий, утвержденных ведомственным планом, принимается комиссией по противодействию коррупции в Территориальном управлении.

Запланированные мероприятия, исходя из ст. 3 Федерального закона N 273-ФЗ, условно можно разделить на следующие категории (группы).

 

Мероприятия, направленные на реализацию принципа

публичности и открытости деятельности Росфиннадзора

и его территориальных органов

 

Прежде всего, проведение мероприятий данной категории сопряжено с реализацией положений Постановления Правительства РФ от 24.11.2009 N 953 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти", которым установлен Перечень информации о деятельности в том числе федеральных органов государственной власти, размещаемой в Интернете.

В частности, на данный момент на сайте Территориального управления (http://www.rosfinnadzor-nn.ru) в различных его разделах размещена информация:

- о ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, включающая сведения о его местонахождении, структуре (в том числе информация о руководящем составе), полномочиях, нормативно-правовых актах, являющихся правовой основой деятельности Территориального управления, а также контактная информация, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты, номера телефонов;

- о текущей деятельности ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, включающая сведения о планируемых контрольных мероприятиях, об их результатах, о судебном и административном порядках обжалования нормативно-правовых актов Территориального управления, иных его решений и действий его должностных лиц, информацию об официальных мероприятиях, в которых принимает участие руководитель управления, тексты официальных выступлений, сведения о координационных совещаниях и взаимодействии с иными органами государственной власти. Также на сайте представлена информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, что является исполнением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", одной из задач которого является предотвращение коррупционных проявлений в сфере государственных закупок;

- о кадровом обеспечении ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, включающая сведения о порядке поступления на гражданскую службу, вакантных должностях государственной гражданской службы, имеющихся в Территориальном управлении, об условиях и результатах конкурсов на замещение вакантных должностей последней и кадровом резерве управления, о номерах телефонов и адресе электронной почты, по которым можно получить информацию по указанным вопросам, о составах комиссий по организации конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, о порядке обжалования результатов указанных конкурсов;

- о работе ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, включающая сведения о порядке приема указанных субъектов, рассмотрения их обращений, о должностных лицах, уполномоченных проводить прием и отвечающих за его организацию, с указанием их контактных данных. Размещение такой информации является одной из форм реализации положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

Предоставление данных сведений в полной мере раскрывает деятельность ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области и является реализацией принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, заложенного в ст. 3 Федерального закона N 273-ФЗ.

По мнению Территориального управления, в данную группу мероприятий следует включить еще одно мероприятие, проведенное в рамках ведомственной антикоррупционной программы Росфиннадзора, тесно связанное с реализацией Федеральных законов N N 59-ФЗ и 273-ФЗ. Речь идет об организации "телефона доверия", позвонив на который, заинтересованные лица могут сообщить о фактах подготавливаемых, совершаемых или совершенных противоправных деяний, в том числе коррупционной направленности, со стороны сотрудников Территориального управления. На сайте ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области посетителям предложена форма электронного обращения с целью сообщить о вышеуказанных фактах.

Кроме того, Территориальное управление предложило посетителям сайта высказывать по "телефону доверия" замечания и предложения для улучшения своей деятельности.

Это направлено на реализацию, с одной стороны, принципа признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, а с другой - принципа сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами, предусмотренных нормами ст. 3 Федерального закона N 273-ФЗ.

Впрочем, следует отметить, что до настоящего момента звонков и сообщений о фактах проявления коррупции со стороны должностных лиц ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, равно как и предложений по совершенствованию его работы, не поступало.

 

Мероприятия, непосредственно связанные с прохождением

государственной гражданской службы и поступлением на нее

 

Во-первых, следует обратить внимание на то, что ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ установлена обязанность государственных гражданских служащих, а также лиц, претендующих на замещение вакантных должностей федеральной государственной службы, представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В целях реализации указанных положений вышеназванного Закона, а также развивающих его положений Указов Президента РФ от 18.05.2009 N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" и от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" в ведомственной антикоррупционной программе Росфиннадзора предусмотрены мероприятия по организации и проведению проверки достоверности сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых государственными служащими, размещению их в средствах массовой информации и в Интернете, а также по осуществлению контроля за своевременным представлением указанных сведений. Аналогичные меры предусмотрены в плане Территориального управления. На данный момент сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными служащими ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области, можно найти на его сайте.

Во-вторых, на государственных служащих ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ возложены обязанности по уведомлению представителей нанимателя (работодателя), органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Для реализации указанных положений Закона, положений ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указа Президента РФ от 03.03.2007 N 269 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов", а также во исполнение Приказа Росфиннадзора от 26.02.2008 N 33 Приказом Территориального управления от 17.06.2008 N 54 была создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

Основными задачами данной комиссии являются:

- содействие в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области требований к служебному поведению, определенных Этическим кодексом федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденным Приказом Росфиннадзора от 13.06.2007 N 75;

- содействие в урегулировании конфликта интересов, способного привести к причинению вреда законным интересам граждан, организаций, общества или РФ.

В то же время стоит отметить, что с момента создания указанной комиссии в ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области ее заседания не проводились по причине отсутствия для этого оснований.

 

Мероприятия, связанные непосредственно с осуществлением

госслужащими профессиональной деятельности

 

В отдельную категорию, по мнению Территориального управления, следует выделить меры антикоррупционного характера, связанные непосредственно с осуществлением государственными гражданскими служащими профессиональной деятельности. Применительно к государственным служащим Росфиннадзора это осуществление контрольно-надзорной деятельности и ведение по ее итогам административного производства.

Согласно ведомственным программам Росфиннадзора различных периодов и плану Территориального управления к таковым следует отнести мероприятия по повышению квалификации служащих как в профессиональном плане, так и в плане противодействия коррупционным проявлениям. Последнее в соответствии с Приказом Росфиннадзора от 07.09.2009 N 198 "Об утверждении Перечня происшествий, затрагивающих права и интересы безопасности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных управлений, информация о которых подлежит представлению руководителю Федеральной службы финансово-бюджетного надзора" и изданным в его развитие Приказом Территориального управления от 23.10.2009 N 152 "О выполнении требований Приказа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 07.09.2009 N 198" проводится в виде общепрофилактических бесед с сотрудниками, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях, по мере необходимости, но не реже раза в три месяца, в ходе экономико-правовых учеб отдела и инструктажей участников контрольно-ревизионных групп с информированием их об условиях и особенностях проведения проверки в конкретной организации, а также о вероятных угрозах в отношении должностных лиц ТУ.

Кроме того, Территориальное управление приняло решение об уменьшении количества проверок соблюдения резидентами и нерезидентами валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, осуществляемых с выходом на объект проверки, и увеличении количества проверок, проводимых камерально. Указанная мера позволяет ограничить время непосредственного общения должностных лиц ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области с представителями проверяемых объектов, что снижает вероятность возникновения коррупционных проявлений при осуществлении контрольных мероприятий в данной сфере.

В целях достижения "прозрачности" общения должностных лиц ТУ Росфиннадзора в Нижегородской области с лицами, являющимися представителями объектов контрольных мероприятий, а также с лицами, в отношении которых ведется административное производство, помещения Территориального управления, в том числе кабинет руководителя, оснащены системой видеонаблюдения.

Более того, по указанию Росфиннадзора в вышеобозначенных целях оборудовано специальное помещение для осуществления процессуальных действий в рамках производства по делам об административных правонарушениях, проводимых с участием заинтересованных лиц (их представителей). В частности, только в данном помещении, изолированном от других помещений Территориального управления и оснащенном системами видеонаблюдения и аудиозаписи, проходит рассмотрение дел об административных правонарушениях, а также составляются соответствующие протоколы.

Указанные группы мероприятий являются реализацией таких принципов борьбы с коррупцией, как неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений, комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное принятие мер по предупреждению коррупции, а также логическим продолжением намеченных в разд. IV Стратегии направлений борьбы с коррупционными проявлениями.

 * * *

 Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что реализация положений п. 4 ст. 5 Федерального закона N 273-ФЗ посредством разработки и четкого исполнения ведомственных программ на данный момент является действенным механизмом профилактики коррупционных проявлений.

 

17.06.2013.

    Новости