Поиск по сайту

Коррупция является серьезной угрозой национальной безопасности РФ

29.09.2011 года

 

                                                                              Коррупция является серьезной угрозой национальной безопасности РФ   

 

В наше время стало общепринятым понимание того, что коррупция является серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Это действительно так. Коррупция, проникнув во все сферы жизнедеятельности общества и государства, разлагает структуры исполнительной и законодательной власти, наносит огромный ущерб экономике, снижает эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, оказывает резко отрицательное влияние на моральные, нравственные качества граждан Российской Федерации. Коррупция дестабилизирует ситуацию как в целом в России, так и в отдельных субъектах Российской Федерации. В нашей статье основными понятиями являются: "национальная безопасность" и "коррупция".

Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [2].

незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица [1].

Коррупция как отрицательное явление, наносящее огромный ущерб обществу, государству, гражданам, получила освещение в многочисленных статьях и монографиях правоведов, социологов, политологов, историков, экономистов (Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, А.Э. Бинецкий, И.Я. Богданов, Л.Д. Гаухман, В.И. Гладких, С.Р. Гостева, А.И. Гуров, О.В. Дамаскин, А.И. Долгов, А.Э. Жалинский, В.И. Жуков, В.И. Илюхин, А.П. Калинин, А.И. Кирпичников, А.Л. Костин, Н.Ф. Кузнецов, А.В. Куракин, С.В. Максимов, А.В. Наумов, В.Ф. Рашкин, В.Г. Розенфельд, С.В. Проява, А.Я. Сухарев, П.А. Скобликов, С.Н. Шишкарев и др.) [5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16].

В научной литературе справедливо указывается на то, что истоки, корни коррупции в России следует искать в ее древней и средневековой истории. Корыстные злоупотребления по службе возникли с появлением управляющих (вождей, князей) и судей. Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Одни из первых законодательных ограничений коррупционных действий были отмечены при Иване III. Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Во время царствования Ивана Грозного произошла первая казнь за взятку - казнили дьяка, принявшего помимо положенного ему еще и начиненного монетами жареного гуся.

В последующие века российские цари и императоры время от времени затевали борьбу с коррупцией. Но эта борьба, как правило, не отмечалась серьезными успехами.

Боролась с коррупцией и советская власть, которой также не удалось устранить причины, порождавшие коррупционные отношения. Видимо, можно считать, что рост коррупции во времена М.С. Горбачева стал одной из причин распада СССР.

В послесоветский период коррупция резко увеличилась, стала агрессивной по отношению к обществу и государству, рекрутировала под свое крыло немалое число граждан России.

Президенты России Б.Н. Ельцин и В.В. Путин неоднократно обращались с призывами развернуть борьбу с коррупцией. Но призывы оставались призывами... Более того, принимаемые ими решения нередко в силу самых разных причин не только противодействовали коррупции, но и создавали вполне определенные условия для роста коррупционности в стране. Достаточно для примера вспомнить о приватизации...

О.В. Дамаскин приводит данные о динамике коррупционных преступлений [7, с. 13 - 14].


Таблица



Динамика коррупционных преступлений в России

за 2001 - 2008 гг.


Виды
преступлений

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Присвоение как
растрата
(ст. 160)

54 283

48 983

44 706

60 126

64 504

65 980

73 489

72 142

Преступления
против
интересов
службы
в коммерческих
организациях
(ст. 201 -
204)

6 759

6 983

6 030

5 308

5 817

4 989

4 637

4 210

в т.ч.
коммерческий
подкуп
(ст. 204)

2 542

2 780

2 495

2 020

2 178

1 751

1 786

1 712

Преступления
против власти
(ст. 285 -
293)

23 208

24 669

25 570

33 810

37 621

39 751

39 078

43 546

в т.ч.
взяточничество
(ст. 290 -
291)

7 909

7 316

7 346

8 928

9 821

11 063

11 616

12 512

Всего

84 250

80 635

76 305

99 224

107 942

110 720

117 204

119 898



В 2000 г. Россия находилась на 82-м месте в глобальном рейтинге уровня коррупции Transparensy International (неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру). В 2009 г. Россия опустилась намного ниже, на 146-е место. Соседи России в рейтинге - Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Восточный Тимор, Зимбабве...

К главным причинам возникновения и развития коррупции как в прошлом, так и в настоящем можно отнести:

- низкое качество и серьезные упущения государственной власти при осуществлении экономических и социальных реформ, неудовлетворительная их подготовка;

- слабость, нерешительность, неуверенность действий государства;

- отсутствие или низкое качество принятых антикоррупционных законов, а также подзаконных актов;

- криминализация существенной доли политической элиты общества;

- деградация в моральном плане определенных слоев общества;

- низкий уровень подготовки (кадровой, технической и т.д.) правоохранительных органов, далеко не всегда способных противодействовать организованной преступности, коррумпированным структурам всех уровней;

- возможность использования собственности различных услуг, которые предоставлены бюрократическим элементам;

- весьма небольшой риск возможного разоблачения коррупционных элементов, а также отсутствие энергичных действенных мер, которые могут быть к ним применены.

Российская коррупция характеризуется следующими особенностями:

- она послужила негативным инструментом в рамках переходного к рынку этапа развития экономики, содействуя активизации процесса накапливания неправедными путями крупных капиталов и формированию групп олигархов;

- неоправданное, многократное количественное увеличение чиновников, служащих кадровой основой для развития коррупции;

- возникновение и быстрый рост обширной теневой экономики, колоссальных незаконно нажитых денежных ресурсов, которые служат источником финансирования коррупции;

- сложившаяся привычка, высокая терпимость всех основных слоев населения к коррупции, в результате чего общество относится к ней снисходительно;

- наличие огромного, все возрастающего разрыва между доходами наиболее богатых и беднейших слоев общества;

- практическая монополия государственных чиновников на огромные права и функциональные возможности;

- массовое взаимопроникновение, кадровый обмен между государственными и коммерческими организациями.

Анализ существующей практики позволил А.Э. Бинецкому сделать следующие выводы:

- практически каждый чиновник стремится к максимизации своих доходов, поэтому готов использовать все бюрократические возможности для решения этой задачи;

- бюрократы, казнокрады, взяточники всех уровней опираются на неудовлетворительную работу правоохранительных органов, которые обязаны бороться с экономическими преступлениями, но сами нередко стремятся к мздоимству;

- коррумпированные государственные чиновники кровно заинтересованы не в сильной, а в слабой государственной власти, что обусловливает ограниченный контроль за их деятельностью;

- в условиях рынка коррупция может трактоваться как продажа государственными служащими определенной доли находящейся в их расположении власти. Это приводит к тому, что сама власть становится товаром, зависящим от спроса и предложения. В результате в обществе появляется рынок коррумпированных услуг;

- поскольку коррупция в России носит сложный, системный характер, выступает симптомом очень глубоких болезней нашего общества, борьба с коррупцией не может быть простым делом, а способна реализовываться как сложная система самых разнообразных действий и государства, и общества [5, с. 47 - 49].

На наш взгляд, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в полном объеме представлял необходимость борьбы с коррупцией, когда инициировал принятие блока антикоррупционных федеральных законов. Особую значимость имеет Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" [1].

Федеральный закон N 273-ФЗ определяет, что противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в России основывается на следующих основных принципах:

- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

- законность;

- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

- установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

- выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

- предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

- обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

- координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

В России установлены следующие организационные основы противодействия коррупции.

Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При полученных данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

В Федеральном законе "О противодействии коррупции" определены следующие основные меры по профилактике коррупции:

- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

- установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции законодатель определил:

- проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

- создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

- принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

- введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

- унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- обеспечение независимости средств массовой информации;

- неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

- совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

- совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

- обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

- совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

- повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

- укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

- усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

- передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

- сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

- повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

- оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статьи 8 - 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ определяют обязанности государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного порядка, а также их обязанности уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Статьи 10 и 11 указанного Федерального закона посвящены конфликту интересов на государственной и муниципальной службе; порядку его предотвращения и урегулирования.

Статья 12 Закона вводит ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора.

Статьи 13 и 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ посвящены ответственности физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ряда других антикоррупционных федеральных актов позволило разработать современные основы противодействия коррупции, которые значительно активизировали деятельность государственных, правоохранительных органов, общества, граждан в этом направлении.

Законы о борьбе с коррупцией приняты почти во всех субъектах Российской Федерации. В апреле 2010 г. издан Указ Президента Российской Федерации "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".

В научной литературе отмечается, что Федеральный закон о коррупции унифицирует правовой механизм борьбы с коррупцией, придает правовому порядку в данной сфере большую системность. Тем не менее по-прежнему остаются актуальными следующие отрицательные моменты:

- множественность, обилие, разнородность нормативно-правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью;

- отсутствие системного законодательного акта, регулирующего экономическую, производственную сферу правоотношений и направленного на противодействие теневой экономике;

- малозначительность нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих механизм борьбы с организованной преступностью и коррупцией;

- отсутствие системности и внутренней связи между различными нормативно-правовыми актами и правовыми нормами, имеющими единый предмет правового регулирования;

- прирост предписывающих и разрешительных правовых норм (и нормативно-правовых актов);

- малозначительность законодательных актов, регулирующих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, приоритет правового регулирования этой борьбы подзаконными, исключительно ведомственными нормативно-правовыми актами;

- приоритет законов непрямого действия;

- второстепенность и производность государственно-правовой роли правоохранительных органов, органов полиции и милиции в борьбе с коррупцией;

- отсутствие нормативно-правовых актов и норм права, непосредственно устанавливающих обязанности и полномочия этих органов в этой сфере;

- существенные множественные и разнородные противоречия нормативно-правовых актов, регулирующих указанный механизм [16, с. 155 - 156].

Отметим, что над всеми указанными отрицательными обстоятельствами идет работа, но она не может быть одномоментной. Для устранения указанных недостатков требуются время, тщательный учет опыта борьбы с коррупцией.

Государство в 2009 г. значительно усилило борьбу с коррупцией, результатом которой стал рост количества выявленных коррупционных деяний, в несколько раз, по сравнению с 2008 г., увеличилось число заведенных уголовных дел. Было выявлено более 260 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции на государственной и муниципальной службе, что на четверть больше, чем в 2008 г. Более 35 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности и 6 тыс. - к административной [14].

Цифры впечатляют, но, на наш взгляд, в противодействии коррупции в России делаются первые шаги. Об успехах рано говорить. Под ногами коррупционеров земля не горит. Многие из них не поняли и не осознали, что правила игры изменились, что вольготная жизнь для коррупционеров закончилась, что на их улице будет все меньше и меньше праздников, что все их коррупционные деяния будут замечены, что в соответствии с антикоррупционным законодательством коррупционеры понесут административное или уголовное наказание.

Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

С учетом вышесказанного Президент Российской Федерации Указом от 13 апреля 2010 г. N 460 утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2001 - 2011 годы [3, 4]. Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы - свидетельство тому, что противодействие коррупции есть постоянно совершенствуемая система мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающая федеративное устройство Российской Федерации, охватывающая федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленная на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемая федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Целью Национальной стратегии противодействия коррупции Президент Российской Федерации определил искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Достигнуть указанной цели можно, решив следующие задачи:

- формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

- организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

- обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции определены:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закрепленных в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

Основными направлениями реализации Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учета государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путем расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утвержденным показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение ее результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учета и отчетности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

В Национальной стратегии противодействия коррупции определены механизмы ее реализации:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путем решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путем оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов - в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Реализация Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы может стать хорошим заделом в борьбе против коррупции.


(Статья: Противодействие коррупции - важнейшее условие укрепления национальной безопасности России (Гостева С.Р.) ("Юридический мир", 2011, N 1))



    Новости